Взаимодействия техник и технологий профессиональной психотерапии в модели трехуровневой психотерапевтической коммуникации

А. Л. Катков

г. Санкт-Петербург

Введение

Один из главных вопросов, на который отвечает общая теория психотерапии — это вопрос того, за счет каких именно механизмов достигается эффективность и обеспечивается преимущество профессиональной психотерапии перед  агрессивными  психотехнологиями, которыми в настоящее время переполнен  рынок психотехнических услуг.

Общая формула успешности профессиональной психотерапии, таким образом, должна включать и проработанную схему взаимодействия используемых макро-, мета- и структурированных психотерапевтических техник в модели трехуровневой коммуникации, идея которой является несущим психотехническим концептом  рассматриваемого третьего матричного уровня общей теории психотерапии.

Понятно и то, что дифференцированная оценка весового «вклада» каждого  класса техник и технологий в объеме общего терапевтического эффекта может производиться только лишь на основе корректного анализа индикативной динамики технико-технологического содержания всех трех взаимодействующих  коммуникативных уровней.  И далее -  это единственный способ определения сравнительной эффективности множества используемых психотерапевтических методов, демонстрирующий весовой «вклад» оригинальной психотехнической идеи исследуемого метода.

Отсюда выводится особая значимость нижеследующей функциональной схемы взаимодействия макро-, мета и структурированных техник в модели трехуровневой психотерапевтической коммуникации.

Схема взаимодействия  техник и технологий профессиональной психотерапии на этапах проведения психотерапевтической сессии

Кросс-секционная макро-технологическая стратегия, представленная  этапами психотерапевтической сессии с их функциональными задачами, является основной «площадкой» взаимодействия идентифицированных нами классов техник и технологий профессиональной психотерапии. Поэтому, основная схема  взаимодействия  техник и технологий профессиональной психотерапии расписывается нами по стандартным этапам проведения психотерапевтической сессии.

На предварительном этапе психотерапевтической сессии решаются функциональные задачи: 1) надлежащего информирования гипотетических клиентов о возможностях и условиях проведения психотерапии; 2) формирования позитивного отношения к психотерапии, как к научно-обоснованной и ответственной профессиональной практике, в ходе чего как правило достигаются желаемые результаты; 3) изучения (по возможности) специалистом-психотерапевтом актуальной информации,  предоставленной клиентом, либо его родными и близкими с согласия клиента, с целью формирования предварительных диагностических версий происходящего с клиентом, очерчивания круга возможных психотерапевтических мишеней и возможных вариантов проекта психотерапии; 4) формирования, в связи с надлежащей реализацией поименованных задач, наиболее благоприятных стартовых условий для проведения активной фазы психотерапевтического процесса. Адекватное выполнение поименованных задач настоящего кроссекционного  макро-технологического этапа психотерапевтической сессии предполагает использование следующих структурированных техник и мета-технологий профессиональной психотерапии:

  • стандартные диагностические технологии - предварительное изучение имеющихся сведений (в том числе медицинской и иной документации), касающихся истории жизни, личностных особенностей и состояния здоровья клиента;
  • аналитические технологии - проведение клинико-психопатологического, функционально-психологического (психотехнического) анализа имеющейся предварительной информации с выстраиванием возможных актуальных и универсальных мишеней, перспективных направлений психотерапевтической работы с клиентом;
  • стандартные информационные технологии - обеспечение доступности необходимой профессиональной информации в сетевых и иных открытых информационных ресурсах (документы о необходимой профессиональной подготовке специалиста-психотерапевта по избранному направлению психотерапии; сертифицированный доступ к профессии; свидетельство о включении практикуемого им метода в Единый реестр психотерапевтических методов, признаваемых профессиональной психотерапевтической ассоциацией национального уровня; свидетельство о членстве в профессиональных психотерапевтических ассоциациях, действующих на легальных основаниях; Декларация прав клиента при предоставлении ему психотерапевтической помощи; контракт на оказание психотерапевтической помощи, включая оплату труда специалиста-психотерапевта; условия заключения и перезаключения  контракта на оказание психотерапевтической помощи; информация по контактам со специалистом-психотерапевтом; информация о возможности получения предварительных сведений по всем интересующим вопросам);
  • специальные информационные (так же и организационные) технологии — подготовка и размещение в сети видеороликов о профессиональной деятельности специалиста-психотерапевта, рассчитанных на широкую аудиторию; размещение тематических видеороликов, рассчитанных на гипотетических клиентов с определенным набором типичных проблемных ситуаций и состояний, и проч.;
  • проведение очного (в ходе предварительной консультации) либо дистанционного мотивационного информирования о целях, задачах и возможностях психотерапии по адресному запросу клиентов.

Реализация двух последних блоков структурированных психотерапевтических техник предполагается активное использование контекстуальных мета-технологий профессиональной психотерапии. В результате чего существенно повышаются шансы на полноценное выполнение четвертой функциональной задачи настоящего этапа.

Таким образом, выполнение полного объема функциональных задач настоящего этапа предполагает тесное взаимодействие макро-, мета- и структурно-технологического инструментария профессиональной психотерапии.

На этапе установления терапевтического контакта решаются следующие функциональные задачи: 1) знакомство (при отсутствии предварительной консультации) и установление терапевтического контакта с клиентом; 2) информирование клиентов (при отсутствии предварительной консультации) об условиях проведения психотерапии, в частности — знакомство клиентов с содержанием психотерапевтического контракта; 3) получение информированного согласия клиента на продолжение психотерапевтической работы; 4) перевод клиента из обычной на старте психотерапевтической коммуникации защитно-конфронтационной мета-позиции (адаптивной стратегии) к синергетической.   Выполнение поименованных функциональных  задач настоящего  макро-технологического этапа психотерапевтической сессии предполагает использование следующих структурированных техник и мета-технологий профессиональной психотерапии:

  • стандартные техники знакомства и установления терапевтического контакта с клиентом, с протекцией процесса формирования терапевтических отношений;
  • стандартная процедура получение информированного согласия клиента на предполагаемую психотерапевтическую работу, проводимую с учетом его мнения о собственном состоянии, принятием высказываемой им точки зрения на причины имеющихся у него проблемных ситуаций и состояний, а так же учетом его предпочтений в отношении вариантов проведения психотерапевтического вмешательства;
  • одновременная реализация контекстуальных мета-технологий, обеспечивающих: трансляцию терапевтического отношения к клиенту (спокойно-деликатного интереса, дистанционной сердечности, со-чувствия, со-переживания, безоценочного принятия, эмпатии); отражающего, активного,  рефлексивного слушания, языка принятия; оформления глубинного коммуникативного процесса схватывания-проникновения-понимания-моделирования состояния клиента; обсуждение и подтверждение правил полной конфиденциальности и безопасности терапевтической коммуникации, уважения к позиции клиента;
  • полноценная реализация конструктивисткой мета-технологии, стимулирующей адаптивную (креативную) активность клиента;
  • выполнение за счет всего вышеперечисленного главной мета-технологической задачи данного этапа — актуализации синергетической (сотрудничающей) адаптивной стратегии внесознательных инстанций психики клиента с развитием феномена  гиперпластики;
  • проведение мета-технологической диагностики в отношении наличия — отсутствия гиперпластического статуса клиента.

Полноценная реализация и взаимодействие вышеприведенных блоков макро-, мета-технологий и структурированных техник профессиональной психотерапии   способствует успешному выполнению функциональных задач данного этапа психотерапевтической сессии.

На диагностическом этапе психотерапевтической сессии выполняются следующие функциональные задачи:1) осуществляется сбор недостающих  сведений о состоянии клиента; 2) осуществляется, по возможности, полная  диагностика состояния клиента; 3) определяются показания / противопоказаний к проведению психотерапии, а так же - конкретного психотерапевтического метода, практикуемого специалистом-психотерапевтом; 4) определяются психотерапевтические мишени разного уровня; 5) осуществляется протекция планируемых психотерапевтических эффектов. Для чего, на данном макро-технологическом этапе предполагается  использование следующих структурированных техник и мета-технологий профессиональной психотерапии:

  • технология проведение первичного интервью с клиентом, сбор анамнеза, уточнение всех важных - для определения дальнейшей психотерапевтической стратегии - обстоятельств формирования особенностей психики клиента, используемых адаптивных стратегий и становления актуального запроса на психотерапевтическую помощь;
  • технология проведение первичной диагностики - клинической, клинико-психопатологической, психологической, экспресс-психотерапевтической (использование специальных экспресс-тестов полимодальной психотерапии, имеющих дополнительную функцию встроенных экспресс-психотерапевтических технологий) диагностики состояния клиента в объеме полученных специалистом-психотерапевтом базисных и смежных диагностических компетенций;
  • стандартная процедура определение показаний к дополнительной клинической, клинико-психопатологической, психологической диагностике, установлению дифференциального диагноза в отношении имеющихся у клиента расстройств
  • обсуждение с клиентом показаний и возможностей к проведению необходимой дополнительной диагностики (желательно в «дружественных» диагностических центрах и кабинетах, где действуют подготовленные специалисты) в ключе «обнадеживающей правды»;
  • мотивационная технология обсуждения с клиентом имеющейся у него на руках и предварительно исследованных специалистом-психотерапевтом медицинских заключений и иной диагностической информации в ключе «обнадеживающей правды»;
  • блок диагностических мета-технологий, используемых для определения и оперативной коррекции  основного направления, и технологического оформления психотерапевтического процесса
  • стандартная процедура определение принадлежности клиента к какой-либо из дифференцированных терапевтических (клинико-статистических) групп, выделяемых в рамках полимодальной психотерапии;
  • стандартная процедура определение общих показаний/противопоказаний к проведению психотерапии; в частности — показаний / противопоказаний к использованию психотерапевтических модулей, ориентированных по однородным  терапевтическим группам;
  • определение - на основании проведенной диагностики - психотерапевтических мишеней разного уровня (выделение фокуса  актуальных для клиента психотерапевтических проблем-мишеней; выделение фокуса специфических  психотерапевтических мишеней, основанных на оценке био-психо-социального статуса клиента; выделение фокуса универсальных мишеней, основанных на исследовании качественных характеристик психического здоровья клиента);
  • технология продвижение клиента по «лестнице» инсайтов до приемлемого для него — на данном этапе терапевтической коммуникации — уровня;
  • проведение мета-технологической диагностики принятия клиентом какого-либо из обсуждаемых вариантов развития у него проблемного состояния;
  • полноценная реализация блока конструктивистких мета-технологий, специфических для диагностического этапа (подкрепление принятых правил безопасности, гиперпластического статуса клиента; скрытая коррекция неадаптивных эмоциональных реакций; фиксация явных и неявных «подсказок» клиента в отношении желательных и понятных для него вариантов оформления терапевтического вмешательства и проч.);
  • выполнение главной метатехнологической задачи диагностического этапа: протекция планируемых терапевтических эффектов; подготовка и тестирование вероятных компонентов стыковочного терапевтического сценария.

Таким образом и на данном важнейшем этапе психотерапевтической сессии  имеет место согласованное взаимодействие поименованных блоков макро-, мета-технологий и структурированных техник психотерапии,   способствующих успешному выполнению функциональных задач диагностического этапа.

На этапе определения психотерапевтической стратегии выполняются следующие функциональные задачи: 1) генерация психотерапевтической стратегии (лонгитюдной, кроссекционной, когерентной, при наличии такой необходимости — ассоциированной); 2) оформление и утверждение проекта психотерапии; 3) проведение дополнительной мета-диагностики; 4) формирование стыковочного сценария (1) терапевтических изменений в ходе проведения терапевтической сессии. В связи с чем, на данном кроссекционном  макро-технологическом этапе предполагается  использование следующих структурированных техник и мета-технологий профессиональной психотерапии:

  • генерация и обсуждение с клиентом гипотетических (технических) вариантов реализации психотерапевтической стратеги;
  • синтез оформляемой на данном этапе (с активным — по мере возможности - участием клиента) психотерапевтической стратегии;
  • одновременная реализация блока конструктивистких мета-технологий этапа определения психотерапевтической стратегии, стимулирующих адаптивную (креативную) активность клиента и продвигающих его по «лестнице» инсайтов до 4-го и 5-го уровня;
  • оформление вполне понятного для клиента проекта терапии - индивидуальной психотерапевтической стратегии (программы), разработанной с учетом результатов анализа всей совокупности полученной информации по случаю обращения за психотерапевтической помощью, а так же  явных или неявных предпочтений и «подсказок» клиента; в том  числе, обсуждение и утверждение структурно-технологической части проекта терапии на конкретную психотерапевтическую сессию;
  • проведение мета-технологической диагностики «утверждения» стыковочного сценария планируемых терапевтических изменений в ходе реализации индивидуального проекта терапии как в отношении разработанной стратегии психотерапии, так и на конкретную терапевтическую сессию;
  • проведение экспресс-диагностики мотивации клиента на продолжение психотерапевтического процесса в оговоренном формате, на достижения планируемых терапевтических изменений (данную процедуру рекомендуется оформлять как «встроенную» психотерапевтическую сессию мотивационной терапии);
  • проведение процедуры заключения контракта на проведение психотерапии (данную процедуру  рекомендуется оформлять как «встроенную» психотерапевтическую сессию, проводимую с  использованием технологии SMART);
  • выполнение главной мета-технологической задачи данного этапа: формирование продуманной, экологически выверенной и «утвержденной», в том числе и на уровне внесознательных инстанций психики клиента, программы (стыковочного сценария) терапевтических изменений; достижение полноценной актуализации ресурсного статуса клиента.

Из всего сказанного следует, что на данном  этапе психотерапевтической сессии   имеет место согласованное взаимодействие специфических для данного этапа  блоков макро-, мета-технологий и структурированных психотерапевтических  техник,  способствующих успешному выполнению функциональных задач настоящего стратегического  этапа.

На этапе реализации избранного проекта терапии предполагается выполнения следующих функциональных задач: 1) реализация  структурно-технологической составляющей избранного проекта терапии; 2) проведение — при наличии такой необходимости — оперативной коррекции проекта терапии; 3)  реализация специфических для данного этапа диагностических и конструктивистких мета-технологий с протекцией желаемого результата терапевтической сессии; 4) достижение планируемого результата реализации технического блока. На данном  макро-технологическом этапе предполагается  использование следующих структурированных техник и мета-технологий профессиональной психотерапии:

  • проведение акцентированного перехода к реализации структурно-технологического этапа психотерапевтической сессии (с пониманием того, в каком наиболее оптимальном для клиента темпоритме следует осуществляться соответствующую структурно - технологическую активность)
  • реализация структурно-технологической составляющей избранного проекта терапии с отслеживанием динамики состояния клиента (последовательное — в соответствии с избранным проектом терапии - использование основных психотехнических блоков избранного метода психотерапии);
  • реализация — по мере необходимости - уточняющих диагностических пауз с отслеживанием и адекватной интерпретацией промежуточных результатов психотерапевтической сессии, разбором сложностей или затруднений, которые могут возникать в ходе реализации проекта терапии, улавливание дополнительных «подсказок» клиента, имеющих отношение к  модификации или дополнению технологического проекта;
  • проведение — при наличии такой необходимости — оперативной коррекции проекта терапии и возврат к реализации основной структурно-технологической задачи настоящего этапа;
  • полноценная реализация диагностических (фиксация признаков развития / стагнации первичного ресурсного состояния, оценка креативной активности клиента) и констуктивистких (акцентированное позитивное подкрепление активности клиента, позитивное подкрепление достигнутых промежуточных результатов и других) мета-технологий, специфических для данного этапа;
  • выполнение главной мета-технологической задачи настоящего этапа: эффективная протекция желаемого результата терапевтической сессии за счет акцентированного подкрепления феномена гиперпластики, адекватного мета-технологического сопровождения процесса реализации стыковочного сценария.

Таким образом, на данном  этапе психотерапевтической сессии также имеет место согласованное взаимодействие специфических для данного этапа  блоков макро-, мета-технологий и структурированных психотерапевтических  техник,  способствующих успешному выполнению функциональных задач настоящего собственно технологического  этапа.

На этапе фиксации результатов психотерапевтической сессии выполняются следующие функциональные задачи: 1) фиксация результатов терапевтической сессии; 2) оценка терапевтической динамики; 3) позитивное подкрепление достигнутого результата; 4) проекция конструктивного результата в будущее.  Здесь предполагается  использование следующих структурированных техник и мета-технологий профессиональной психотерапии:

  • фиксация результата и оценка терапевтической динамики конкретной психотерапевтической сессии по общему параметру актуальных мишеней (используется соответствующий компонент психотехнического анализа общей методологи оценки эффективности процесса психотерапии);
  • обсуждением с клиентом и позитивное подкрепление достигнутых результатов именно в тех сферах психической активности, в которых «располагалась» проблемная область, а так же в других, сопряженных сферах адаптивной активности;
  • оценка терапевтической динамики и результата психотерапевтической сессии, проекта психотерапии в целом по общему параметру специфических мишеней (используется соответствующий компонент психотехнического анализа общей методологи оценки эффективности процесса психотерапии);
  • оценка терапевтической динамики и результата психотерапевтической сессии, проекта психотерапии в целом по общему параметру универсальных мишеней (используется соответствующий компонент психотехнического анализа общей методологи оценки эффективности процесса психотерапии);
  • мета-технологическая диагностика объективных признаков наличия у клиента у клиента ресурсного состояния, а так же степени удовлетворенности  результатом конкретной  психотерапевтической сессии, проекта психотерапии в целом;
  • позитивное подкрепление достигнутого в ходе психотерапевтической сессии, проекта психотерапии в целом результата с акцентом на рост самооценки клиента;
  • стимуляция и мета-технологическое подкрепление процесса конструирования желаемого результата в проекции будущего (подготовка стыковочного сценария II);
  • выполнение главной мета-технологической задачи настоящего этапа: позитивное — с использованием специфических мета-технологий - подкрепление процессов формирования первичного и устойчивого ресурсного статуса, а так же - самоорганизующей активности у клиента.

Для настоящего этапа психотерапевтической сессии также характерно согласованное взаимодействие специфических макро-, мета-технологий и структурированных психотерапевтических  техник,  способствующих успешному выполнению функциональных задач настоящего, результирующего этапа.

На этапе завершения психотерапевтической сессии выполняются следующие функциональные задачи: 1) укрепление проекции конструктивного результата в будущем; 2) обсуждение — по желанию клиента -  возможностей по дальнейшему сотрудничеству; 3) проведение промежуточного, либо итогового тестирования в исследовательских или иных целях; 4) акцентированное информирование клиента о  завершения психотерапевтической сессии, либо проекта психотерапии в целом. В данном случае предполагается  использование следующих структурированных техник и мета-технологий профессиональной психотерапии:

обсуждение с клиентом динамики статуса заявленной им на старте психотерапевтической коммуникации проблемы, сопоставление желаемого и фактически достигнутого результата, позитивное подкрепление достигнутого клиентом результата;

акцентированное формирование стыковочного сценария (II) конструктивных изменений в проекции будущего;

обсуждение — по желанию клиента -  возможностей по дальнейшему сотрудничеству в плане ресурсной поддержки (формат дистанционной, либо клубной ресурсной психотерапевтической поддержки), или же перехода в формат саногенной, развивающей психотерапии;

оценка уровня мотивации клиента на продолжение психотерапевтического сотрудничества в желаемой для него форме;

оговаривание — по желанию клиента -  возможности перезаключения контракта на продолжение психотерапевтического сотрудничества в будущем

обсуждение — по желанию клиента — возможности деликатного включения в референтную (особо значимую для клиента) группу специалиста-психотерапевта с дополнительным, акцентированным подкрепление сценария конструктивных изменений в будущем; 

проведение промежуточного, либо итогового тестирования в исследовательских или иных целях (в случае, если условиями контракта подобная процедура предусматривалась) с использованием методологии психотехнического и комплексного анализа эффективности процесса психотерапии; подтверждение актуальности регулярных сообщений о состоянии клиента, согласно соответствующему пункту контракта;

акцентированное информирование клиента о  завершения психотерапевтической сессии, либо проекта психотерапии в целом;

выполнение главной мета-технологической задачи настоящего этапа:  эффективная протекция устойчивого ресурсного состояния клиента в проекции будущего за счет адекватного мета-технологического подкрепления достигнутого позитивного результата  и использования возможностей темпоральной пластики психики клиента.

Для данного завершающего этапа психотерапевтической сессии также характерно согласованное взаимодействие специфических макро-, мета-технологий и структурированных психотерапевтических  техник,  способствующих успешному выполнению приведенных здесь функциональных задач.

На пост-сессионном этапе предполагается выполнение следующих функциональных задач: 1) оформление документации; 2) проведение пост-сессионого анализа; 3) формирование обучающего опыта. Для чего на данном макро-технологическом этапе должны быть реализованы следующих структурированных техник и мета-технологий профессиональной психотерапии:

  • оформление стандартной документации, предусмотренной утвержденными Правилами психотерапевтической деятельности;
  • проведение психотехнического анализа проведенной психотерапевтической сессии с оценкой важных — с позиции обеспечения эффективности - психотехнических  аспектов по основным уровням психотерапевтической коммуникации;
  • реализация собственно аналитического (исследовательского) компонента психотехнического и комплексного анализа с выведением итоговой оценки эффективности избранного проекта психотерапии;
  • формированием обучающего опыта, предполагающее, в том числе, мета-технологическое «обогащение» психотерапевтического процесса;
  • коррекция — при наличии такой необходимости — профессионального маршрута специалиста-психотерапевта в части непрерывного профессионального образования.

Надлежащая реализация функциональных задач настоящего, отсроченного этапа психотерапевтической сессии также предполагает  согласованное взаимодействие специфических для данного этапа макро-, мета-технологий и структурированных психотерапевтических  техник. 

Особенности взаимодействия макро-, мета-технологий и структурированных техник в дифференцированных по времени форматах психотерапевтической помощи

Проведенные нами  исследования убедительно показывают, что каждый, дифференцированный по времени формат психотерапевтической помощи — с тем, чтобы быть эффективным и достигать поставленных целей — должен иметь свою специфику и особенности взаимодействия макро-, мета-технологий и структурированных техник профессиональной психотерапии. Эти особенности расписаны по нижеследующим позициям.

Формат экстренной психотерапевтической помощи предполагает:

-готовность специалиста-психотерапевта к проведению психотерапевтической сессии в экстремальных условиях;

-наличие проработанного мета-технологического навыка мобилизация специальных ресурсных характеристик проработанного  личностного статуса  «Я-профессионал» у специалиста-психотерапевта, оказывающего экстренную помощь;

-оперативную оценку стадии формирования острой реакции на стресс, которая  чаще всего и является поводом для оказания экстренной психотерапевтической помощи;

-оперативную  оценку актуальных потребностей клиента (часто не осознаваемых и не предъявляемых в виде осмысленного запроса на психотерапевтическую помощь);

-оценку проблемной стадии прохождения адаптивно-креативного цикла и степени кризисной деформации  жизненного сценария у клиента;

-умение выстраивать макро-технологическую и мета-технологическую составляющую экстренной психотерапевтической сессии с учетом специфики данного формата (акцент на этап установления терапевтического контакта и адекватное мета-технологическое сопровождение данного процесса, а так же -  вариантов оформления дальнейшей структурированной психотерапевтической активности, если таковые предусматриваются);

-особый акцент в стартовой технологической активности на формировании первичного ресурсного статуса у клиента;

-оформление психотерапевтических посланий и действий в общем контексте диагностированных потребностей (обычно: ты не один  - тебе помогают и будут помогать, нужно только принять эту помощь  - жизнь продолжается, а значит почти все можно исправить, и если не сейчас, то со временем)

-выстраивание проекта экстренной психотерапевтической помощи с учетом стадии формирования острой реакции на стресс, проблемной стадии адаптивно-креативного цикла, диагностированных у клиента;

-акцент в базисной технологической активности (этап реализации проекта терапии) на процессах восстановление самоорганизующей активности клиента;

-формирование мотивация на продолжение психотерапевтической работы -  в том числе и с целью профилактики долговременных негативных последствий пережитого стресса - на завершающих этапах психотерапевтической сессии.

То есть,  на каждой стадии оказания экстренной психотерапевтической помощи присутствует специфика взаимодействия и оформления макро-, мета-технологий и структуриованных техник профессиональной психотерапии.

Формат экспресс-психотерапии (1-2 психотерапевтические сессии) предполагает:

-наличие проработанной методологии проведения психотерапевтической сессии в формате экспресс-психотерапии, ориентированном на полноценную реализацию основного правила ЭП: максимум терапевтических изменений у клиента в минимальное, отведенное для этого время (1-2 психотерапевтические сессии);

-наличие особого мета-технологического навыка мобилизации специальных ресурсных характеристик проработанного  личностного статуса  «Я-профессионал» у специалиста-психотерапевта, оказывающего экспресс-психотерапевтическую помощь;

-умение выстраивать макро-технологическую, мета-технологическую и структурно-технологическую составляющую психотерапевтической сессии с учетом специфики данного формата (особый акцент на актуальный запрос клиента, генерация феномена гиперпластики, формирование проекта психотерапии - в части структурированных технологий экспресс-психотерапии -  с учетом «подсказок» и иной креативной активности клиента);

-обеспечение — за счет использования специфического технологического кластера экспресс-психотерапии - блокирования и эффективной редукции  состояния деморализации, перевода клиента в первичное ресурсное состояние на этапе установления терапевтического контакта;

-адекватное мета-технологическое и структурно-технологическое обогащение подсказанной клиентом идеи психотерапевтического вмешательства;

-акцентированная проработка стыковочных сценариев (I) и (II) на этапах проводимой психотерапевтической сессии;

-акцентированное выделение и четкая реализации структурно-технологической части психотерапевтического проекта по оговоренной последовательности  соответствующих технических компонентов и в оптимальном для клиента темпоритме;

-использование - по возможности - «техник-окон» (специальный технический блок профессиональной психотерапии, ориентированный как на работу с приоритетными для клиента пролемами-мишенями, так и на актуализацию, и стартовую проработку — в формате отведенного времени — универсальных психотерапевтических мишеней);

-мотивация клиента - при наличии прямых показаний - к переходу в  краткосрочный, среднесрочный формат полимодальной психотерапии;

-перезаключение контракта на продолжение психотерапевтического процесса с оформлением данной процедуры в виде «встроенной» психотерапевтической сессии с дополнительной проработкой стыковочного сценария (II) по технологии SMART.

Таким образом, настоящий, основной — по объему использования -  формат проведения психотерапии имеет ярко выраженную специфику оформления и взаимодействия макро-, мета-технологий и структурированных техник, специально разработанных для данного экспресс-терапевтического формата.

Формат краткосрочной психотерапии (5-10 психотерапевтических сессий) предполагает:

-наличие разработанной методологии и программы проведения краткосрочной  психотерапии, ориентированной на полноценную проработку актуальных для клиента проблемных ситуаций и состояний (фокус актуальных проблем-мишеней);

-интенсивную стартовую работу, в первую очередь с идентифицированными специфическими, а затем — при наличии такой возможности - и универсальными психотерапевтическими мишенями;

-реализацию разработанной программы краткосрочной психотерапии с акцентом на редукцию состояния деморализации, форсированное развитие первичного ресурсного состояния,  стимуляцию креативной активности клиента; четкое оформление структурно-технологической части проекта терапии;

-в ом числе, использование модифицированного варианта проблемно-ориентированной психотерапии как базисной (матричной) технологии структурно-технологического уровня краткосрочной психотерапии;

-мотивацию клиента - при наличии показаний - к переходу в   среднесрочный или долгосрочный формат психотерапии;

-перезаключение контракта на продолжение психотерапевтического процесса с оформлением данной процедуры в виде «встроенной» психотерапевтической сессии с дополнительной проработкой стыковочного сценария (II) по технологии SMART.

Таким образом, настоящий, распространенный формат проведения психотерапии имеет близкую к экспресс-терапевтическому формату, но тем не менее узнаваемую специфику оформления и взаимодействия макро-, мета-технологий и структурированных техник.

Формат среднесрочной психотерапии (11-25 психотерапевтических сессий) предполагает:

-наличие разработанной методологии и программ среднесрочной психотерапии, ориентированной на полноценную проработку как актуальных для клиента проблемных ситуаций и состояний (фокус актуальных проблем-мишеней), так и на работу с идентифицированными специфическими и универсальными мишенями полимодальной психотерапии;

-полноценную реализацию мета-технологических и структурно-технологических блоков разработанных программ среднесрочной  психотерапии с акцентом на развитие устойчивого ресурсного состояния   и других качественных характеристик психического здоровья у клиента;

-мотивация клиента - при наличии показаний - к переходу в  долгосрочный формат психотерапии;

-перезаключение контракта на продолжение психотерапевтического процесса с оформлением данной процедуры в виде «встроенной» психотерапевтической сессии с дополнительной проработкой стыковочного сценария (II) по технологии SMART.

Здесь можно отметить, что в отличие от  трех предшествующих форматов проведения профессиональной психотерапии, акцент в мета-технологическом оформлении среднесрочной психотерапии делается  не столько на  контекстуальных, сколько на конструктивистких технологиях, специфических для данного формата. 

Формат долгосрочной психотерапии предполагает:

-наличие разработанной методологии проведения и программы долгосрочной  психотерапии, ориентированной на полноценную проработку фокуса актуальных, специфических, но главным образом - универсальных мишеней   психотерапии;

-полноценную реализацию разработанной программы долгосрочной психотерапии с возможным включением сюда когерентных и ассоциированных макро-технологичесих стратегий (по показаниям);

-полноценное использование специфического макро-технологического, мета-технологического и структурно-технологического репертуара профессиональной психотерапии, включая блок специальных психотерапевтических тренингов, разработанного для долгосрочных формтов;

-мотивация - при наличии показаний - к переходу психотерапевтического процесса в формат клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиента;

-проработка вариантов эффективной самопсихотерапии с ресурсной поддержкой специалиста-психотерапевта.

Здесь так же можно отметить  специальное макро-технологическое и  мета-технологическое оформлении долговременной психотерапии. Но так же и включение блоков структурированных технологий, - например, программы психотерапевтических тренингов для различных психотерапевтических групп -  специфических для формата долгосрочной психотерапии.

Формат клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиента предполагает:

-определение показаний к проведению психотерапии в формате клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиента;

-проведение дополнительной процедуры мотивационного информирования клиента о целях, задачах и технических особенностях психотерапии, проводимой в формате клубных встреч;

-полноценную реализацию данного формата ресурсо-ориентированной, поддерживающей психотерапии в продолжении оговоренного временного периода с отслеживанием промежуточных и итоговых результатов;

-использование, в основном, мета-технологического сопровождения (контекстуальные и конструктивисткие мета-технологии), также ориентированного на ресурсную поддержку клиентов.

То есть, здесь также присутствует специфика взаимодействия и оформления макро-, мета-технологий и структурированных техник профессиональной психотерапии.

Формат поддерживающей референтной группы предполагает:

-определение показаний к проведению психотерапии в формате поддерживающей референтной группы;

-проведение дополнительной процедуры мотивационного информирования клиента о целях, задачах и технических особенностях психотерапии, проводимой в формате поддерживающей референтной группы;

-реализация данного формата психотерапии в продолжении комфортного для клиента времени с отслеживанием — по возможности — промежуточных и итоговых результатов.

Настоящий формат по своим технологическим характеристикам существенно отличается от предшествующего.

Формат самопсихотерапии предполагает:

-разработку совместно с клиентом программы самопсихотерапии в ходе проведения специальных обучающих психотерапевтических сессий;

-тестовую реализацию программы самопсихотерапии при активной ресурсной поддержке специалиста-психотерапевта (здесь рекомендуется проработка ресурсного личностного статуса клиента; проведение техники «внутренней расстановки по личностным статусам» с разбором ключевого вопроса — кто и кому оказывает психотерапевтическую помощь в этой «внутренней семье» актуализированных личностных статусов; проработка универсального алгоритма эффективной самопомощи с использованием модифицированной технологии проблемно-ориентированной психотерапии; проведение встроенной техники «внутренней расстановки по ролевым статусам генератора идей — критика-эксперта — реалиста» при наличии такой необходимости, акцентированное позитивное подкрепление ресурсного личностного статуса клиента; проработка правил «обнадеживающей правды»);

-проработку вариантов сопровождения — в качестве представителя значимой для клиента референтной группы — специалистом-психотерапевтом процесса реализации технологий самопсихотерапии в продолжении оговоренного периода времени.

Формат эффективной само-психотерапии является одним из главных макро-технологических инструментов профессиональной психотерапии и включает, как понятно из сказанного, специфический набор мета-технологий и структурированных техник.

В целом же, следует отметить установленный факт того, что сочетание выявленной специфики взаимодействия макро-, мета-технологий и структурированных техник является основным методологическим инструментом, обеспечивающим высокую эффективности профессиональной психотерапии и ее несомненное преимущество перед любыми другими психотехническими практиками.

0
Нет товаров
 x 
Корзина пуста
^