Систематика и классификация психотерапевтических техник и технологий
А. Л. Катков
г. Санкт-Петербург
Введение
Систематика и классификация психотерапевтических техник и технологий является необходимым атрибутом общей теории психотерапии. А так же - методологическим инструментом, обеспечивающим повышение эффективности психотерапевтической практики.
В настоящей статье мы рассматриваем лишь технико-технологический инструментарий оказания психотерапевтической помощи (прочие технологии психотерапевтической деятельности — научные, образовательные, организационные, экспертные — рассматриваются нами в следующих публикациях).
Определение понятия «психотерапевтические техники»
Под психотерапевтической техникой мы понимаем профессионально оформляемое, структурированное поведение (действия) специалиста-психотерапевта, которое:
- предпринимается с целью развития (формирования) определенных терапевтических изменений у клиента или группы в процессе психотерапевтической коммуникации;
- выстраивается в определенной последовательности, обусловленной логикой терапевтического процесса
- закономерно приводит к достижению целей психотерапевтического вмешательства;
- функциональная эффективность данных структурированных действий, как правило, обоснована и доказана в корректных исследовательских программах.
Приведенное здесь определение охватывает наиболее распространенные в специальной литературе транскрипции психотерапевтических техник.
При этом, конечно, необходимо иметь ввиду и значительный разброс в масштабах охватываемого такими определениями содержания. Так, например, можно говорить о следующих «разнокалиберном» понимании того, что есть психотерапевтическая техника: техника-метод (охватывается вся совокупность психотерапевтической активности, включая теоретическое обоснование последовательности и специфики используемых технических действий в раках какого-либо метода); техника-методика (имеется ввиду только лишь технический способ реализации определенного метода психотерапии); техника-процедура (охватывается последовательность технических действий, ведущих к определенному промежуточному результату); техника-манипуляция (имеется ввиду конкретный элемент технического действия).
Под психотерапевтическими технологиями мы понимаем лонгитюдные (продолжительные), сложные, агрегированные способы оформления психотерапевтического процесса — макро-технологии, мета-технологии, стратегический проект психотерапии — имеющие собственную функциональную специфику. Такого рода специфика рассматривается нами в соответствующих классификационных рубриках.
Дихотомия, присутствующая в приведенных определениях технико-технологического инструментария профессиональной психотерапии - при понимании того, что первым определением психотерапевтических техник охватывается весь кластер соответствующий профессиональной активности - с нашей точки зрения вполне оправдана. Ибо в специальной литературе под термином «психотерапевтические техники», как правило, понимается именно класс структурированных техник — техники-методики, техники-процедуры, техники-манипуляции. О мета-технологиях, сопутствующих процессу реализации структурированных техник, упоминается сравнительно редко, отрывочно и противоречиво. Что же касается макро-технологического сектора, то именно такой термин здесь вообще не употребляется, а соответствующее оформление психотерапевтического процесса особым вниманием специалистов-исследователей и практиков не пользуется. Таким образом, приведенное здесь, уточняющее определение психотерапевтических технологий фокусирует внимание профессиональных психотерапевтов на функциональное содержание двух важнейших уровней психотерапевтической коммуникации — макро-технологического и мета-технологического. В данном случае, какого-либо противоречия в разработанной систематике технико-технологического репертуара, используемого при оказании психотерапевтической помощи, в частности, неоправданного «перетасовывания» первоначально выделяемых классов психотерапевтических техник и технологий, не возникает.
Еще оно важное дополнение к приведенным здесь определениям состоит в обозначении контекста, который собственно и отличает психотерапевтическую технику от любой другой психотехнической интервенции. Помимо того, что техники профессиональной психотерапии направлены на конкретные мишени и, следовательно, содержат параметры, по которым всегда можно определить эффективность использования данного инструментария, для них так же обязательны:
- этический контекст (клиент знает, что планируемое психотехническое действие ни в коем случае не может ему повредить, совершается с его согласия и с целью наилучшего решения его проблемной ситуации или состояния);
- герменевтический контекст (клиент понимает как именно «работает» конкретная психотерапевтическая техника и какой результат здесь в принципе достижим; таким же образом «большой» проект психотерапии представляет собой объяснительную модель достижения желаемого результата, понятную для клиента);
- для класса структурированных психотерапевтических техник крайне важен адекватный психопластический (мета-технологический), а так же макро-технологический контекст, обеспечивающий гиперпротекцию соответствующего технического действия.
Тем самым, процесс оказания психотерапевтической помощи позиционируется как научно обоснованная, наиболее безопасная и эффективная практика, радикально отличающаяся по этим ключевым позициям от психотехнологий, предлагаемых агрессивным рынком психотехнических услуг.
Классификация психотерапевтических техник и технологий
Исходя из всего сказанного, нами выделяются следующие стержневые оси, отражающие суть принципиальных подходов, используемых в общей теории психотерапии.
Ось (1) содержит систематику психотерапевтических технологий, представляющих функциональное содержание макро-технологического коммуникативного уровня процесса психотерапии, или макро-технологий профессиональной психотерапии. Ось (2) содержит систематику технологий, представляющих функциональное содержание мета-технологического коммуникативного уровня процесса психотерапии, или мета-технологий. Ось (3) содержит систематику технологий, представляющих содержание структурно-технологического уровня психотерапевтического процесса, или структурированных техник профессиональной психотерапии. Соответственно по каждой Оси выделяются классы и подклассы дифференцируемых технологий и техник, используемых при оказании профессиональной психотерапевтической помощи.
(1). Класс макро-технологий профессиональной психотерапии представлен нижеследующими стратегиями построения психотерапевтического процесса.
(1).1. Кросс-секционная макро-технологическая стратегия, сфокусированная на особенностях построения и прохождения этапов отдельной психотерапевтической сессии. Данная технология ориентирована на алгоритм адаптивно-креативного цикла — его ключевые этапы и фазы, способствующие осмысленному фокусированию психотерапевтических усилий на продвижение гипотетического клиента от кризисного к нормативному и сверх-нормативному варианту прохождения данного универсального цикла. Полный перечень этапов психотерапевтической сессии включает:
- предварительный этап, на котором обычно осуществляется проведение комплексного – клинико-психопатологического, функционально-психологического (психотехнического) - анализа имеющейся предварительной информации с выстраиванием возможных актуальных и универсальных мишеней, перспективных направлений психотерапевтической работы с клиентом;
- этап установления психотерапевтического контакта, в ходе прохождения которого обычно имеет место: знакомство терапевта с клиентом; установление терапевтического контакта; обсуждение и подтверждение правил полной конфиденциальности и безопасности терапевтической коммуникации, уважения к позиции клиента; получение информированного согласия клиента на предлагаемую психотерапевтическую работу, проводимую с учетом его мнения о собственном состоянии, принятием высказываемой им точки зрения на причины имеющихся у него проблемных ситуаций и состояний, а так же учетом его предпочтений в отношении вариантов проведения психотерапевтического вмешательства;
- диагностический этап, в продолжении которого обычно осуществляется: проведение первичной, в том числе клинической, клинико-психопатологической, психологической, экспресс-психотерапевтической (использование специальных экспресс-тестов, имеющих дополнительную функцию встроенных экспресс-психотерапевтических технологий) диагностики состояния клиента в объеме полученных специалистом-психотерапевтом базисных и смежных диагностических компетенций; определение - на основании проведенной диагностики - психотерапевтических мишеней разного уровня (выделение фокуса актуальных для клиента психотерапевтических проблем-мишеней; выделение фокуса специфических психотерапевтических мишеней, основанных на оценке био-психо-социального статуса клиента; выделение фокуса универсальных мишеней, основанных на исследовании качественных характеристик психического здоровья клиента и проч.);
- этап определения психотерапевтической стратегии, в ходе чего осуществляется: генерация и обсуждение с клиентом гипотетических (технических) вариантов реализации психотерапевтической стратегии; оформление вполне понятного для клиента проекта терапии - индивидуальной психотерапевтической стратегии (программы), разработанной с учетом результатов анализа всей совокупности полученной информации по случаю обращения за психотерапевтической помощью, а так же явных или неявных предпочтений и «подсказок» клиента; проведение процедуры заключения контракта на проведение психотерапии (с оформлением данной процедуры как «встроенной» психотерапевтической сессии, проводимой с использованием технологии SMART);
- этап реализации избранного проекта терапии, в ходе реализации которого осуществляется: структурно-технологической составляющей избранного проекта терапии с отслеживанием динамики состояния клиента; последовательное — в соответствии с избранным проектом терапии - использование основных психотехнических блоков проводимой психотерапии; реализация — по мере необходимости - уточняющих диагностических пауз с отслеживанием и адекватной интерпретацией промежуточных результатов психотерапевтической сессии, разбором сложностей или затруднений, которые могут возникать в ходе реализации проекта терапии; улавливание дополнительных «подсказок» клиента, имеющих отношение к модификации или дополнению технологического проекта; проведение — при наличии такой необходимости — оперативной коррекции проекта терапии и возврат к реализации основной структурно-технологической задачи настоящего этапа;
- этап фиксации результатов психотерапевтической сессии, предполагающий возможность: оценка терапевтической динамики и фиксация результата конкретной психотерапевтической сессии, в том числе по параметрам актуальных мишеней (здесь используется соответствующий компонент психотехнического анализа общей методологи оценки эффективности процесса психотерапии); обсуждением с клиентом и позитивное подкрепление достигнутых результатов именно в тех сферах психической активности, в которых «располагалась» заявляемая проблемная область, а так же в других, сопряженных сферах адаптивной активности;
- этап завершения психотерапевтической сессии, который обычно включает: проведение промежуточного, либо итогового тестирования в исследовательских целях (в случае, если условиями контракта подобная процедура предусматривалась) с использованием методологии психотехнического и комплексного анализа эффективности процесса психотерапии; обсуждение с клиентом динамики статуса заявленной им на старте психотерапевтической коммуникации проблемы; сопоставление желаемого и фактически достигнутого результата с позитивным подкреплением достигнутого клиентом результата; обсуждение — по желанию клиента - возможностей по дальнейшему сотрудничеству в плане продолжения психотерапевтического процесса, осуществления пост-терапевтической ресурсной поддержки, либо же перехода в формат саногенной, развивающей психотерапии;
- пост-сессионный этап, предусматривающий: оформление стандартной документации, предусмотренной утвержденными Правилами психотерапевтической деятельности; проведение пост-психотехнического анализа психотерапевтической сессии с оценкой важных — с позиции обеспечения эффективности - психотехнических аспектов по основным уровням психотерапевтической коммуникации; формирование обучающего опыта.
(1).2. Лонгитюдная макро-технологическая стратегия, охватывающая полный психотерапевтический цикл и определяющей универсальные и специальные терапевтические цели, основные этапы и механизмы их достижения, а так же временной формат планируемого психотерапевтического цикла. Здесь могут предусматриваться такие, например, форматы оказания профессиональной психотерапевтической помощи, как: экстренная психотерапевтическая помощь (1 сессия); экспресс-психотерапия (1-3 сессии); краткосрочная психотерапия (5-10 сессий); среднесрочная психотерапия (11-25 сессий); долгосрочная психотерапия. (свыше 25 сессий). А так же — специальные форматы психотерапевтического сопровождения клиентов после завершения активной терапевтической фазы, не предусматривающие каких-либо отчетливых временных ограничений: формат клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиента; дистанционный формат поддерживающей референтной группы; формат самопсихотерапии, как практики эффективной пост-терапевтической самоорганизации клиента. Каждый из таких форматов предполагает наличие обоснованной функциональной специфики выстраивания этапов психотерапевтической сессии - т. е. кроссекционной макро-технологической стратегии.
(1).3. Когерентная макро-технологическая стратегия, рассматривающая варианты «стыковки» психотерапии с другими помогающими и развивающими практиками (консультативными, тренинговыми и проч.). В данном случае, стратегические цели и задачи психотерапевтического процесса должны быть полностью до-реализованы за счет функциональных возможностей иных помогающих и развивающих практик, ни в какой своей части не противоречащих технологическому стержню активного психотерапевтического цикла.
(1).4. Ассоциированная макро-технологическая стратегия, предусматривающая возможность совмещения психотерапевтического процесса с с другими видами помощи - медицинской (собственно медикаментозной или иной), социальной, реабилитационной и проч. При этом, мы избегаем разделения комплексной терапевтической программы на основные и вспомогательные методы помощи, полагая, что технология активизации ресурсного потенциала организма гипотетического клиента с использованием средств профессиональной психотерапии в любом случае не может рассматриваться как вспомогательный или второстепенный вид помощи.
(1).5. Варианты пост-психотерапевтического сопровождения, по завершению активного психотерапевтического цикла, которые могут включать: индивидуальное сопровождение специалистом-психотерапевтом клиента, чаще дистанционное (здесь используется информационный обмен по любым каналам с ресурсной поддержкой клиента); формат поддерживающей референтной группы клиентов, завершивших циклы активной психотерапии (электронная переписка в закрытых тематических чатах, согласованные видеоконференции и проч.); формат очных клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиентов; формат само-психотерапии, как практики эффективной пост-терапевтической самоорганизации клиента и другие варианты.
(1).6. Полный проект психотерапии — наиболее сложный вариант макро-технологического оформления психотерапевтического процесса, предусматривающий, помимо прочего, осмысленную синергию собственно макро-технологического, мета-технологического и структурно-технологического компонентов данного процесса. Выстраивание полноценного психотерапевтического проекта с использованием технологии SMART, а так же гибкая коррекция данного проекта - является не только методологической, но и собственно психотерапевтической технологий с важнейшей когнитивно-мотивационной составляющей.
(2).1.Класс мета-технологий профессиональной психотерапии представлен нижеследующими базисными техническими подходами.
(2).1. Контекстуальные мета-технологии, или технологии профессиональной психотерапии, генерирующие оптимальные для терапевтических изменений психопластические контексты, «всегда присутствующие» в поле психотерапевтической коммуникации.
- (2).1.1. «Я-техника» - включает такие профессиональные характеристики, как: «проработанное профессиональное сознание»; наличие особых навыков специалиста, формируемых на основе многолетней практики форсированного развития личностного статуса «Я-профессионал» и активизирующихся на старте терапевтической коммуникации; данная мета-технология прямо связана с формированием «моментального» восприятия гипотетическим клиентом специалиста-психотерапевта как «знающего, спокойного, уверенного в себе профессионала, которому можно довериться без какого-либо риска»;
- (2).1.2. ОНО-техника (или «тренированное бессознательное» специалиста-психотерапевта) — включает такие профессиональные характеристики, как: умение управлять собственными базисными адаптивными стратегиями; генерировать импульс синергетической адаптивной активности, «моментально» улавливаемый «детектором правды» бессознательного клиента; формировать, таким образом, первичную базу для последующего развития терапевтических отношений; стимулировать - за счет оптимального взаимодействия бессознательного терапевта и клиента - важнейший процесс терапевтической герменевтики или «проникновения» в суть заявляемой клиентом проблематики; переводить - за счет «присоединения» к ресурсным характеристикам специалиста-психотерапевта - гипотетического клиента в первичное ресурсное состояние и обеспечивать, таким образом, необходимую редукцию состояния деморализации уже на старте психотерапевтического процесса.
(2).2. Диагностические мета-технологии, «постоянно присутствующие» на всех или нескольких этапах психотерапевтической коммуникации:
- (2).2.1. постоянное отслеживание и оценка характеристик базисной адаптационной стратегии внесознательных инстанций клиента — позволяет своевременно зафиксировать и отслеживать динамику развития феномена психопластичности у клиента;
- (2).2.2. отслеживание и фиксация ключевых невербальных сигналов в отношении выдвигаемых диагностических версий — позволяет осуществить герменевтическое «проникновение» в заявляемую клиентом проблематику, прояснить «слепые зоны» проблемной ситуации или состояния, получить ясный сигнал того, что клиент и терапевт продвигаются в конструктивном направлении выведения приоритетных терапевтических мишеней;
- (2).2.3. отслеживание и фиксация ключевых невербальных сигналов в отношении обсуждаемых вариантов и версий проектов терапии, улавливание явных или неявных «подсказок» клиентов в отношении проектов терапии - позволяет зафиксировать факт «утверждения» или наоборот «отрицания» обсуждаемого проекта психотерапии на уровне бессознательного клиента и, соответственно, сделать выводы о вероятности супер-ресурсной поддержки обсуждаемого проекта психотерапевтической помощи;
- (2).2.4. отслеживание и фиксация ключевых невербальных сигналов в отношении обсуждаемых вариантов пост-терапевтической динамики — позволяет отслеживать становление важнейшего стыковочного сценария перспективных терапевтических изменений и оценивать вероятность таких изменений у гипотетического клиента.
(2).3. Диагностические мета-технологии, используемые для определения и оперативной коррекции направления, и технологического оформления психотерапевтического процесса:
- (2).3.1. определение мета-позиции клиента на «линейке» этапов и фаз адаптивно-креативного цикла с возможностью фокусирования психотерапевтических усилий непосредственно в зоне кризисного напряжения;
- (2).3.2. диагностика базисной системы «бытийных» координат клиента — рациональной, иррациональной, с опорой на собственный опыт; гибкой (все может быть), ригидной (ничего другого не может быть) и проч. - с целью определения приоритетной технологической стилистики оформления психотерапевтического процесса;
- (2).3.3. определение значимых векторных характеристик проблемной сферы — например, по времени (прошлое, настоящее, будущее); по основным сферам активности психического, в которой заявляется актуальная проблема (эмоции, когниции, поведение, отношения и проч.) - помогающих определять актуальную «рамку» психотерапевтического процесса;
- (2).3.4. определение темпоритма и стратегии усвоения новой информации клиентом (эволюционная, революционная, инерционная — накопление и осмысление новой информации с последующим «прорывом», и проч.) - способствует эффективной профилактике преждевременного «выпадания» клиента из психотерапевтического процесса и, соответственно, формирования возможных негативных эффектов психотерапии;
- (2).3.5. диагностика уровня мотивации клиента на терапевтические изменения — данная технология позволяет: правильно распределять терапевтические усилия; проводить эффективную профилактику «сопротивления», демонстрации «неконструктивных психологических защит» и прочих атрибутов доминирования защитно-конфронтационной адаптивной стратегии у клиента; при этом может использоваться схема стадий формирования мотивации на терапевтические изменения, разработанная Дж. Прохазка, Дж. Норкросс.
(2).4. Конструктивистские мета-технологии, имеющие непосредственное отношение к формированию гиперпластического статуса клиентов:
- (2).4.1. постоянное – вербальное и невербальное – подкрепление безопасности клиента;
- (2).4.2. постоянное – вербальное и невербальное – подкрепление креативной активности клиента.
(2).5. Конструктивисткие мета-технологии, имеющие непосредственное отношение к гиперпротекции результата использования структурированных технических действий:
- (2).5.1. формирование и позитивное подкрепление стыковочных сценариев желаемых терапевтических изменений (стыковочный сценарий 1);
- (2).5.2. формирование и позитивное подкрепление отсроченного сценария продолжающихся конструктивных изменений в жизни клиента (стыковочный сценарий 2).
(3). Класс структурированных техник психотерапии представлен нижеследующими подклассами, объединяющими основные группы структурированных психотерапевтических техник.
(3).1.Подкласс структурированных техник, распределяемых по базисным функциям психотерапии:
- (3).1.1. помогающие техники психотерапии (например, используемые для купирования боли, другого телесного дискомфорта, эмоционального дискомфорта и проч.);
- (3).1.2. развивающие техники психотерапии (например, техники форсированного развития качественных характеристик психического здоровья, являющихся универсальными мишенями профессиональной психотерапии);
- (3).1.3. саногенные техники психотерапии, направленные на формирование нормативных и сверх-нормативных уровней интегрального здоровья;
- (3).1.4. социально-стабилизирующие техники психотерапии, направленные на психотерапевтическую работу с большими группами населения.
(3).2. Подкласс структурированных техник, дифференцируемый по по принципу принадлежности к основным ареалам профессиональной психотерапии:
- (3).2.1. структурированные техники, используемые в ареале магической психотерапии (целительство);
- (3).2.2. структурированные техники, используемые в ареале религиозной психотерапии (например, исповедальная, молитвенная практика и проч.);
- (3).2.3. структурированные техники, используемые в ареале духовных практик (например, медитативная практика);
- (3).2.4. структурированные техники, используемые в ареале профессиональной (институционально оформляемой) психотерапии.
(3).3. Подкласс структурированных техник, распределяемых по по принципу принадлежности к основным методам профессиональной психотерапии:
- настоящая группа структурированных психотерапевтических техник с одной стороны является наиболее дифференцированной (по разным данным в настоящее время насчитывается от трех до пяти тысяч психотерапевтических методов), а с другой — наиболее многочисленной, ибо каждый психотерапевтический метод представлен в первую очередь оригинальными техническими подходами к решению той или иной психотерапевтической проблематики, предъявляемой клиентом. Так, например, проблема патологического влечения, предъявляемая зависимыми клиентами, в контексте различных психотерапевтических методов может решаться за счет: практики аверсионной психотерапии (поведенческий подход); коррекции соответствующего эмоционального опыта; расширения когнтивного репертуара; модификации стратегий упреждающего поведения; целенаправленной стимуляции креативной активности клиента с возможность терапевтической трансформации патологического влечения; модифицированного варианта проблемно-ориентированной психотерапии; специального технического блока с опорой на идентификацию, терапевтическую трансформацию и генерацию адаптивных личностных статусов клиента; блока специальных мотивационных технологий; специализированного блока мифо-драмы, притче-драмы, сказко-драмы, дроменона, мифодизайна; специального блока игро-техник; блока специальных темпоральных технологий (использование пластики времени); блока специальных технологий дополняемой реальности (используется пластика обстоятельств); блок специальных технологий расстановки по личностным статусам и субстатусам (используется пластика феномена «Я»); блока телесно-ориентированных техник; техник прямого контакта с бессознательным; специального технического блока, ориентированный на иррациональные формы помощи; модифицированного варианта групповой психотерапии; техник- «окон», работающие в сторону не одной, а нескольких проблемных состояний и ситуаций; специального блока психотерапевтических тренингов; специального блока самопсихотерапии; ресурсо-ориентированного подхода (используется супер-ресурсный потенциал психического для надежного блокирования патологического влечения) и проч.
(3).4. Подкласс структурированных техник, ориентированных на задачи конкретных этапов психотерапевтической сессии; так, например:
- (3).4.1. на предварительном этапе осуществляется проведение комплексного - клинико-психопатологического, функционально-психологического, а также психотехнического анализа имеющейся информации (аналитические техники психотерапии); с выстраиванием возможных актуальных и универсальных мишеней и моделей перспективных направлений психотерапевтической работы с клиентом (техники психотерапевтического моделирования);
- (3).4.2. на этапе установления психотерапевтического контакта используются стандартные технические приемы знакомства терапевта с клиентом;, установления терапевтического контакта и проч.;
- (3).4.3. на диагностическом этапе используются структурированные технологии клинической, клинико-психопатологической, психологической, экспресс-психотерапевтической диагностики, приемы выведения мишеней разного уровня и другие;
- (3).4.4. на этапе определения психотерапевтической стратегии используется базисная структурированная технология SMART и другие технологиии;
- (3).4.5. на этапе реализации избранного проекта терапии используется полный ассортимент помогающих, развивающих, саногенных и социально-стабилизирующих структурированных психотерапевтических техник, обычно реализуемых в рамках какого-либо определенного психотерапевтического метода;
- (3).4.6. на этапе фиксации результатов психотерапевтической сессии, реализуются технологии оценки терапевтической динамики и фиксация результата конкретной психотерапевтической сессии (например, за счет использования технология психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтического процесса; а также — более простых техник структурированного, полуструктурированного интервью и проч.);
- (3).4.7. на этапе завершения психотерапевтической сессии используются техники итогового тестирования (в случае, если условиями контракта подобная процедура предусматривалась), техники позитивного подкрепления достигнутого результата с проекцией в будущее, либо техника «временной расстановки» с терапевтическим путешествием по вектору будущего и проч.;
- (3).4.8. на пост-сессионном этапе обычно реализуется техника отсроченного психотехнического анализа психотерапевтической сессии с формирование обучающего опыта.
(3).5. Подкласс структурированных техник, ориентированных на временные форматы проводимой психотерапии; например, структурированные техники и технические подходы, специфические для форматов:
- (3).5.1. экстренной психотерапевтической помощи (1 сессия);
- (3).5.2. экспресс-психотерапии (1-3 сессии);
- (3).5.3. краткосрочной психотерапии (5-10 сессий);
- (3).5.4. среднесрочной психотерапии (11-25 сессий);
- (3).5.5. долгосрочной психотерапии (свыше 25 сессий).
(3).6. Подкласс структурированных техник, ориентированных на специфику используемых средств коммуникации:
- (3).6.1. специфика структурированных техник и технических подходов, используемых в очной работе с клиентами и клиентскими группами, проводимой в режиме оффлайн;
- (3).6.2. специфика структурированных техник и технических подходов, используемых в очной работе с клиентами и клиентскими группами, проводимой в режиме онлайн;
- (3).6.3. специфика структурированных техник и технических подходов, используемых в заочной работе с клиентами, проводимой в режиме онлайн;
(3).7. Подкласс структурированных техник, учитывающих специфику избранной формы пост-психотерапевтического сопровождения
- (3).7.1. дистанционное индивидуальное сопровождение специалистом-психотерапевтом клиента (здесь используется информационный обмен по любым каналам с ресурсной поддержкой клиента);
- (3).7.2. формат поддерживающей референтной группы клиентов, завершивших циклы активной психотерапии (электронная переписка в закрытых тематических чатах, согласованные видеоконференции и проч.);
- (3).7.3. формат очных клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиентов.
(3).8. Подкласс структурированных техник, учитывающих варианты проведения само-психотерапии (настоящий подкласс выделяется с учетом все более возрастающей значимости само-психотерапии как способа эффективной индивидуальной самоорганизации):
- (3).8.1. специфика структурированных техник и технических подходов, используемых в формате само-психотерапии, как основном методе психотерапевтической помощи;
- 3).8.2. специфика структурированных техник и технических подходов, используемых в формате само-психотерапии, как практики эффективной пост-терапевтической самоорганизации клиента.
При всех, более чем многочисленных вариантах оформления и реализации структурированных психотерапевтических техник важно иметь ввиду универсальное правило «диссоциативной триады», которое фокусирует специалиста-психотерапевта на сути терапевтических изменений: 1) диссоциация клиента с проблемным сектором активности психического (предполагает форсированное развитие феномена гиперпластики у клиента); 2) терапевтическая трансформация идентифицированного проблемного сектора активности психического клиента в желательном направлении (предполагает полноценное использование ресурсной феноменологии гиперпластического статуса клиента); 3) ассоциация соответствующим образом трансформированных фрагментов в интегрированную систему психического клиента.
Настоящее правило также представлено и в идентифицированных нами механизмах спонтанной самопсихотерапии (фрагмент Базисной НИП). По нашим данным, структура процесса спонтанной самопсихотерапии может быть следующей:
- манифестация адаптационного диссонанса, который так или иначе «сигналит» и ощущается как напряжение, или дискомфорт;
- идентификация проблемного фрагмента психической активности;
- актуализация ресурсного личностного статуса субъекта;
- диссоциация с проблемным сектором активности психического (как вариант - «опредмечивание» последнего);
- терапевтическая трансформация проблемного сектора психической активности (в идеале - с активным привлечением личного или заимствованного опыта, вовлечением супер-ресурсных инстанций психического);
- ассоциация «исправленного» фрагмента с психическим-целым (то есть — обретение клиентом искомой целостности, или ис-целения);
- переживание деятельностного удовлетворения и ценности приобретенных таким образом адаптивных изменений;
- успешная реализация приобретенных адаптивных достижений в реальной жизни субъекта;
- позитивное подкрепление ресурсного личностного статуса субъекта с переживанием того, что «Я стал(а) сильнее».
Такое, весьма важное — в том числе и с позиции избранных критериев эффективности общей теории психотерапии — уточнение способствует существенному повышению эффективности процесса самоорганизации у всех заинтересованных субъектов и клиентов психотерапевтического процесса.
Отсюда выводятся следующие правила оформления структурированных психотерапевтических техник, обеспечивающие эффективность их реализации и существенно повышающие вероятность достижения желаемого результата:
- предварительные условия: актуализация ресурсного личностного статуса клиента; эффективная реализация двух позиций в тетраде Гравэ (прояснение и коррекция значений того, что происходит с клиентом; актуализация подлинной проблемы; мобилизация ресурсов клиента; приобретение им необходимых компетенций для совладания с проблемной ситуацией или состоянием):
- особенности конструирование проекта терапии: генерация основной терапевтической идеи, подсказанной клиентом, либо обсуждение возможных вариантов терапевтического проекта, предложенных терапевтом; обогащение и детализация избранного проекта терапии (2 в 1); с одновременным формированием стыковочного сценария желательных терапевтических изменений в эмоциональной, когнитивной, поведенческой и других актуальных для клиента сферах; с одновременным отслеживанием невербальных сигналов клиента, подтверждающих эффективность избранной стратегии («утверждение» последовательности терапевтических изменений внесознательными инстанциями клиента); проговаривание (желательно, в 1-2-х фразах) основного тезиса – почему в результате реализации данного терапевтического проекта должна эффективно решиться заявленная клиентом проблема (здесь также отслеживаются невербальные сигналы клиента, подтверждающие принятие данного тезиса на уровне внесознательных инстанций);
- акцентированное начало структурированного технического действия (при неявном позиционировании терапевта в роли «сталкера», «штурмана», либо основного партнера при реализации последовательных технических действий);
- позитивное подкрепление развивающей активности клиента на всех стадиях конструирования проекта терапии;
- акцентированное завершение технического действия с фиксацией и позитивным подкреплением достигнутого результата.
Как понятно из всего сказанного, главный «секрет» успешности применения структурированных психотерапевтических техник заключается в понимании того, каким образом взаимодействуют макро-, мета-технологии и структурированные техники профессиональной психотерапии в ходе развертывания психотерапевтического процесса. Данный важнейший вопрос рассматривается в нижеследующем разделе третьего уровня дисциплинарной матрицы общей теории психотерапии.