Систематика и классификация психотерапевтических мишеней

 А. Л. Катков

г. Санкт-Петербург

Вводная информация

Систематика и классификация психотерапевтических мишеней является необходимым компонентом общей теории психотерапии. Но, кроме того -  методологическим инструментом, обеспечивающим повышение эффективности психотерапевтической практики.

Настоящая классификация мишеней разработана в рамках выполнения Базисной научно-исследовательской программы по разработке общей теории психотерапии и ориентирована, прежде всего,  на иллюстрацию универсальных аспектов в технологии выведения основных психотерапевтических мишеней.

Определение понятия «психотерапевтическая мишень»

Под психотерапевтической мишенью мы понимаем определение сущностных характеристик и параметров какого-либо — как правило кризисного —  аспекта психической активности и (или) жизнедеятельности субъекта, группы, общества, возможность терапевтической трансформации которых:

  • доказана в корректных исследовательских программах;
  • осуществима с использованием проработанного технологического инструментария профессиональной психотерапии;
  • закономерно приводит к достижению целей психотерапевтического вмешательства;

Профессиональная работа с психотерапевтическими мишенями безусловно способствует адекватному фокусированию совместных усилий специалиста-психотерапевта и клиента по достижению желаемого конструктивного результата проводимой психотерапии; и, следовательно,  - сокращает дистанцию к такому результату.

В технологическом плане процедура выведения актуальных, а затем и универсальных психотерапевтических мишеней,  должна рассматриваться и как старт «информационной генетики» используемых психотерапевтических методов, предусматривающих, как минимум: специфику интерпретации актуальных мишеней (главным образом, такая интерпретация касается обстоятельств, препятствующих эффективному решению клиентом той или иной проблемной ситуации); специфику моделей психологического здоровья (т. е. общей конструкции универсальных мишеней); специфику технологического оформления психотерапевтической  помощи в процессе продвижения клиента от исходного к желаемому состоянию. Но так же - и как возможность полноценной реализации внутреннего вектора дифференциации-интеграции  психотерапевтических направлений, модальностей, методов, имея  ввиду идентификацию макро-технологических мишеней, обращенных к универсальному алгоритму прохождения адаптивно-креативного цикла; мета-технологических мишеней, обращенных к «стволовому» психопластическому механизму адаптивной динамики.

Как  уже было сказано, обе эти тенденции представляют наиболее эффективные стратегии кризисного развития человека, группы и общества, ни в коем случае не конфликтуя, а наоборот,  дополняя и усиливая друг друга.

Сам же процесс обоснования и  выведения  психотерапевтических мишеней в существенной степени конкретизирует предметную сферу профессиональной психотерапии, способствуя, таким образом, легализации психотерапии в статусе

признаваемого научного направления.

Приведенное определение психотерапевтической мишени отражает, в большей степени, инструментальную суть понятия.  Между тем, сам по себе процесс выведения актуальной, понятной для клиента и ключевой характеристики его проблемного состояния или ситуации (т. е. мишени), безусловно  имеет и важный терапевтический аспект. Поскольку данный процесс, тем более правильно оформленный, предполагает перевод клиента из состояния неопределенности и связанного с этим эмоционального дискомфорта, в гораздо более комфортное для него состояние определенности. Что, конечно, можно понимать и как динамику перевода клиента из вполне обычного, стартового состояния деморализации в первичное ресурсное состояние надежды, «предписываемую» правилами эффективной психотерапии по Д. Франку.

И далее, следует иметь ввиду, что само понятие психотерапевтической мишени предполагает не столько статику, сколько динамику выделяемых здесь характеристик. Как минимум, здесь можно говорить об исходном состоянии, желаемом состоянии и, соответственно, моментах терапевтического перехода от одного статуса к другому.  Из чего, собственно, и проистекает итоговый, и вполне понятный для гипотетического клиента проект психотерапии. То есть, вот этот, развернутый процесс выведения психотерапевтических мишеней, помимо прочего, формирует у клиента интенцию и мотивацию на достижение приемлемого результата еще на старте психотерапевтической коммуникации. Что так же предусматривается правилами эффективной психотерапии.

Другой, не менее важный динамический аспект, так же представленный в понятии психотерапевтических мишеней (данный аспект в полной мере раскрывается в нижеследующей классификации), прямо касается процесса продвижения от абсолютно оправданного, стартового фокусирования на актуальной для клиента проблематике и полюсе соответствующих актуальных мишеней, к фокусированию на полюсе универсальных мишеней в ходе реализации последующих долговременных этапов проекта психотерапии. Без чего, форсированное развитие и укоренение «обновленных параметров порядка», обеспечивающих конструктивный вариант прохождения клиентом адаптивно-креативного цикла, вряд-ли возможно. Такого рода динамика, в свою очередь, предполагает наличие в проекте психотерапии соответствующих технологических блоков, ориентированных на стимуляцию у гипотетических клиентов устойчивой, осмысленной мотивации к проработке универсальных мишеней в приемлемых для них объемах.

Здесь же надо сказать, что всякое движение в противоход вышеприведенной логике построения «больших» этапов психотерапевтического процесса, как минимум, приводит к разочарованию и преждевременному выходу большей части клиента из терапии. Так, например, по данным наиболее цитируемых мета-анализов последних лет, от 60-до 80% клиентов прерывают процесс психотерапии после первых же сессий. Что, не в последнюю очередь связанно с невниманием специалистов-психотерапевтов к фокусу актуальной  для клиента проблематики и отсутствием здесь каких-либо заметных для клиента признаков терапевтической динамики. И как максимум — к стойкому сопротивлению процессу «терапевтических» изменений, или даже, к ощутимым негативным последствиям такого процесса. Подобное развитие событий чаще всего имеет место в случае скрытой конфронтации клиента с навязываемыми ему псевдо-адаптивными схемами. Либо  - при неадекватном замещении и вытеснении такими схемами ранее сформированного, в чем-то безусловно несовершенного, но в существенной степени более приемлемого для клиента адаптивного репертуара. То есть, - в условиях нарушения экологических принципов построения психотерапевтического процесса.

Процесс выведения терапевтических мишеней, следовательно, должен предусматривать адекватный механизм экологически выверенного «перевода» соответствующих высказываний клиента,  невербализованных и   «достроенных» в специальных герменевтических технологиях особенностей его состояния, - в более или менее фокусированные, и неизбежно схематизированные характеристики его проблемного статуса. Но так же — и необходимость адекватного обратного «перевода» этих схематизированных характеристик выводимой психотерапевтической мишени в понятную для клиента, лексическую конструкцию. С тем, чтобы участники данного процесса, во-первых, ни в коем случае не потеряли явных или неявных «подсказок» к оформлению полноценного проекта психотерапии, которые, как правило, инициируются клиентом уже на стадии его перехода в первичное ресурсное состояние. А во-вторых, именно в этом случае взаимодействующие стороны, по крайней мере надолго, не покидают «пластического и плодородного поля» проявленного клиентом интереса к достижению вполне конкретного терапевтического результата.

Классификация психотерапевтических мишеней

Исходя из всего сказанного, нами выделяются следующие две стержневые оси, отражающие суть используемых здесь принципов систематизации психотерапевтических мишеней.

Ось (1) содержит классы мишеней, дифференцируемые в зависимости от адресации: к рефлексивным, в большей или меньшей степени осмысленным переживаниям клиента, квалифицируемым как проблемная для него ситуация или состояние — (1).1. класс актуальных мишеней; к дифференцируемым био-психо-социальным характеристикам статуса клиента — (1).2. класс специфических мишеней; к базисным стратегиям кризисного развития, концепту адаптивно-креативного цикла и моделям психологического  здоровья (в нашем случае - качественным характеристикам психического здоровья) — (1).3. класс универсальных мишеней.  Функциональный смысл выведения данной оси заключается в возможностях адекватного стратегического целеполагания, «зрячего» продвижения по лонгитюдным фазам и адекватного технологического оформления процесса психотерапии в этих важнейших фазах

Ось (2) содержит классы мишеней, дифференцируемые в зависимости  от адресации к выделяемым уровням психотерапевтической коммуникации: (2).1. класс макро-технологических мишеней; (2).2. класс мета-технологические мишеней; (2).3. класс структурно-технологические мишеней. Функциональный смысл выведения данных групп заключается в возможности эффективного управления всеми, наиболее существенными параметрами (уровнями) психотерапевтической коммуникации,  обеспечивающими искомый результат, а не только некоторыми из них.

При этом  вышеназванные классы психотерапевтических мишеней  могут и должны пересекаться и взаимодействовать. Так, например, каждый дифференцируемый этап психотерапевтической сессии — то есть, выделяемая макро-мишень — с необходимостью содержит соответствующее мета-технологическое и структурно-технологическое оформление. Однако, в нашем случае именно такая концентрация отнюдь не означает какую-либо путаницу или хаос, а наоборот, прописывается в понятном алгоритме взаимодействия (см. содержание следующего раздела), обеспечивающем главный и наиболее востребованный психотерапевтический эффект — возможность достижения максимальных и устойчивых конструктивных изменений в минимальное время.

(1).1. класс актуальных психотерапевтических мишеней

Наиболее существенная характеристика данного класса  мишеней следующие: такие мишени  выводятся на основании уточненного клиентского запроса на психотерапевтическую помощь и прямо соответствуют сути данного запроса; актуальные мишени содержат ясную, понятную и желаемую для клиента модель исходного состояния («...да, именно это со мной и происходит...») и результата проводимой психотерапии («...да, именно такого результата я и хочу...»); таким образом, актуальные мишени содержат важнейшие для клиента смысловые и мотивационные составляющие проводимой психотерапии, без чего дальнейшая терапевтическая динамика представляется проблематичной; для специалиста-психотерапевта, с учетом сказанного, данный класс мишеней представляет важнейшую «точку опоры», полноценное использование которой повышает шансы на успешность психотерапевтической стратегии в целом.

Таким образом, проясняются стратегический, технологический,  и собственно терапевтический смыслы выведения данного класса актуальных мишеней.  И далее, с позиции модифицированной концепции адаптации, концепта универсального адаптивно-креативного цикла, понятно и то, что за счет экологически выверенной и технологически корректной процедуры идентификации актуальных мишеней у гипотетического клиента:

  • проясняются так называемые «слепые зоны» в осмыслении имеющейся у него проблематики, то есть, во многом проясняется вопрос того, почему он самостоятельно не смог найти решение актуальной для него проблемной ситуации;
  • соответственно, редуцируются проявления блокирующего синдрома деморализации;
  • актуализируется креативный потенциал клиента, что как минимум, способствует полноценному усвоению предлагаемых и обсуждаемых альтернатив адаптивной активности клиента, как максимум — самостоятельной генерации таких альтернатив;
  • формируются наиболее благоприятные условия для проработки универсальных мишеней (рекомендуемая исходная позиция здесь — это выявленные и подтвержденные клиентом «слепые зоны» в заявляемой им проблематике), которые теперь могут обсуждаться и включаться в проект психотерапии;
  • формируются предпосылки к выведению клиента на уровень эффективной само-психотерапии по завершению активной фазы данного проекта;
  • специалист-психотерапевт, в силу всего сказанного, с высокой вероятностью взаимодействует уже не с пассивным и деморализованным  клиентом, но с креативным со-автором и мотивированным исполнителем проекта психотерапии.

Помимо прочего, вышеприведенные динамические характеристики класса актуальных психотерапевтических мишеней являются еще одним, действенным аргументом в пользу избавления от вредных иллюзий исключительного «терапевтического всемогущества» специалиста-психотерапевта и статичного, уплощенного понимания функциональной значимости процесса выведения актуальных мишеней.

Что же касается аспектов универсального содержания данного класса мишеней — а при всем, поистине безграничном разнообразии проблематики, по поводу которой клиенты обращаются  за профессиональной помощью и поддержкой к специалистам-психотерапевтам, таковое безусловно присутствует —  то  обоснованная идентификация этого важнейшего аспекта вносит более чем существенный вклад в общий результат проводимой психотерапии. Что, в свою очередь, подкрепляется прогнозируемой функциональной динамикой и четкой адресацией универсального содержания рассматриваемого класса мишеней к «большим» технологиям профессиональной психотерапии.

И далее, с позиции концепций и концептов второго матричного уровня общей теории психотерапии есть смысл рассматривать данное универсальное содержание в  последовательности выявленной функциональной динамики его развертывания.

Итак, первичным и наиболее общим аспектом рассматриваемого класса мишеней являются типизированные характеристики проблемной  ситуации, как таковой. И здесь мы напомним, что под проблемной ситуацией мы  понимаем такое стечение субъективно сложных для человека обстоятельств, для которых характерны: 1) особая значимость; 2) более или менее выраженный временной прессинг; 3) отсутствие очевидно правильного решения; 4) наличие признаков адаптационного напряжения или «провала». И далее, мы обращаем внимание на то обстоятельство, что после генерации адекватного решение проблемной ситуации последняя трансформируется в обыденную жизненную задачу и перестает быть актуальным стрессором. Признаки адаптационного напряжения в этом случае сравнительно быстро редуцируются. То есть, в данном случае мы имеем адаптивную динамику рассматриваемой актуальной мишени от заявляемого статуса проблемы со всеми типичными признаками неопределенности, адаптационного напряжения, к статусу обыденной жизненной задачи с понятным и приемлемым для гипотетического клиента вариантом ее решения. И такая динамика сравнительно просто отслеживается в   системе соответствующих индикаторов психотехнического и комплексного анализа психотерапевтического процесса (см. следующие разделы).  

Такого рода адаптивная динамика, осуществляемая без участия специалиста-психотерапевта, в большей степени характерна для конструктивного варианта прохождения адаптивно-креативного цикла. И здесь же, как мы уже говорили ранее, имеют место существенное сокращение длительности, а так же минимальная выраженность признаков адаптационного напряжения. В то же время, для кризисного варианта прохождение адаптивно-креативного цикла наоборот характерны растягивание длительности или даже «застревание» субъекта на второй-третьей фазах первого этапа данного цикла и максимальная выраженность состояния адаптационного напряжения. Данное состояние, в целом характерное для лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью,    превосходно описано Джеромом Д. Франком (1987) и обозначено им как состояние (синдром) деморализации.

Основные признаки синдрома деморализации по Д. Франку следующие

  • низкий уровень самооценки (клиенты, помимо прочего, не верят в свои собственные силы, способности к адекватному решению проблемной ситуации и преодолению всех, связанных с этим, сложностей);
  • чувство безнадежности, беспомощности (клиенты, помимо прочего, не находят каких-либо внутренних или внешних ресурсов, реальных или потенциальных предпосылок адекватного решения проблемной ситуации);
  • чувство страха, тревоги, уныния (в эмоциональной сфере клиентов, помимо всего перечисленного, особенно на начальных стадиях развития синдрома деморализации могут возникать достаточно длительные эпизоды неопределенного эмоционального дискомфорта, глухого, безадресного раздражения; или, наоборот, «отупения с прострацией», перемежающихся с редкими и кратковременными всполохами надежды);
  • спутанность мышления (в когнитивной сфере клиентов в данном случае отмечается существенное ослабление способностей к концентрации, сосредоточению, отделению существенных «зерен» собственно проблемной ситуации от сопутствующего информационного «шума», выстраиванию адекватной последовательности действий и моделей даже и ближайшего будущего);
  • психофизиологические симтомы, воспринимаемые как признаки нарушения физического здоровья (такого рода симтомы, помимо прочего, могут усиливать реально существующие признаки телесного неблагополучия и восприниматься как свидетельства обострение или утяжеление течения заболевания).

По нашим данным, для клиентов с выраженными признаками состояния деморализации, кроме того, характерен достаточно хаотичный поиск и в целом непродуктивный поиск выхода из проблемной ситуации (заключительная фаза первого этапа адаптивно-креативного цикла), перемежающийся с состояниями усталости и безразличия. То есть, выбор варианта психотерапевтической помощи здесь может быть случайным, либо по инициативе родных и близких клиента. Что так же необходимо учитывать в стартовой психотерапевтической работе с клиентами, пребывающими в состоянии деморализации.

Выведение данной актуальной мишени включает и соответствующую терапевтическую динамику — от проявлений синдрома деморализации разной степени выраженности, к признакам первичного ресурсного состояния (см. содержание предыдущего раздела). И такая динамика, безусловно свидетельствующая об эффективности проводимой психотерапии,  может быть отслежена с использованием инструментов психотехнического и комплексного анализа психотерапевтического процесса.

В случае отсутствия такой конструктивной динамики и наоборот, утяжеления проявлений синдрома деморализации — а  такое развитие событий весьма вероятно в условиях очевидного дефицита качественных характеристик психического здоровья и отсутствия внешней ресурсной поддержки   - дальнейшие варианты рассматриваемых общих характеристик актуальных мишеней могут быть представлены динамикой продвижения гипотетического клиента от компенсированных или частично компенсированных вариантов нарушения адаптации, к вариантам тотальной  декмопенсации, и распаду сложно организованной системы, которую представляет человек.

Такого рода динамика традиционно предполагает выведение определенной   специфики и дифференцированных уровней адаптации, которые, собственно, и представляют следующий класс  мишеней в данной классификации.

Дальнейшая уточнение и выведение более или менее обоснованной типологии актуальных мишеней в существенной мере зависит:

  • от принципа определения однородных клиентских групп, (например, здесь могут выделяться поло-возрастные и нозо-специфические клиентские группы и соответствующие кластеры типизированных психотерапевтических мишеней); 
  • в зависимости от сферы психической активности, в которой, по мнению специалиста-психотерапевта, заявляется актуальная для клиента проблематика (например, эмоциональная, когнитивная, поведенческая, мотивационная, сенсорная и другие);
  • исходя из теоретических построений того или иного метода психотерапии (например, достаточно часто заявляемая проблема хронических опозданий может подпадать под категории: «вредных привычек», «избегающего поведения», «сценарного конфликта», «обесценивания социальных норм», «инфантильного способа защиты», «признаков экзистенциального вакуума», «свидетельства скрытого переживания вины и требования наказания», «неосознаваемого сопротивления неадекватным жизненным установкам», «признаков эмоционального выгорания и вообще признаков хронического стресса», «наследуемой или некритически усвоенной - «ленивой» адаптационной мета-позицией», «несформированных навыков управления временем или вообще жизнью» и проч.).

Прагматический смысл выведения вышеприведенных типологических вариантов  понятен — таким образом облегчается задача обоснования использования определенного блока технологий профессиональной психотерапии применительно к случаю конкретного клиента.

И здесь мы еще раз обращаем внимание на важность  адекватного «перевода» любой квалификационной версии исходного состояния клиента в понятное и приемлемое для него лексическое оформление актуального проблемного состояния. В этом случае несущие смыслы и мотивация на участие гипотетического клиента в  терапевтическом процессе не теряются, а наоборот, всемерно возрастают.

(1).2. класс специфических психотерапевтических мишеней

Стратегический смысл выведения данного класса психотерапевтических мишеней состоит прежде всего в том, что именно таким образом утверждается соответствие базисных позиций  рассматриваемого матричного уровня общей теории психотерапии доминирующим установкам био-психо-социального подхода. Но так же —  идее о наличии особых типов адаптации (биологической, психологической и социальной), разделяемой наиболее известными исследователями и представителями научного сообщества. Становящейся психотерапевтической науке безусловно важно демонстрировать такую приверженность научному мейнстриму, имеющему, к тому же,  солидные эпистемологические основания.   

Технологический и прагматический смысл здесь заключается в том, что именно таким образом достигается функциональное соответствие специфических  мишеней основным моделям психотерапии — медицинской, психологической, социальной. То есть, и сами эти мишени, и их индикативные признаки отражают реалии определенных уровней организации сложной живой системы «человек». Что, в свою очередь, способствует процессу углубленного исследования особенностей функционирования и взаимодействия данных системных уровней.

Таким образом, настоящий класс психотерапевтических мишеней  включает следующие подклассы:

  • (1).2.1. психологические мишени психотерапии, представленные теми или иными сферами психической активности субъекта и их фиксируемыми нарушениями (признаки устойчивой, напряженной или нарушенной психологической адаптации, определяемые в конкретных индикативных характеристиках);
  • (1).2.2. социальные мишени психотерапии, представленные уровнями социализации (социальной адаптации) отдельных субъектов, групп населения, выделяемых по какому-либо актуальному признаку;
  • (1).2.3. биологические мишени психотерапии, представленный дифференцированными уровнями биологических процессов (например, процессов нейрогенеза, иммунных, эндокринных, эпигенетических, процессов и других); а так же, симптомами и синдромами различных, в том числе и тяжело протекающих, хронических заболеваний, к которым, например, можно отнести болевые синдромы и другие дискомфортные телесные проявления.

Собственно психотерапевтический смысл здесь так же присутствует и состоит прежде всего в том, что за счет выведения данного класса мишеней повышается уровень определенности в заявляемой клиентом проблематике, проясняется направление общего движения терапевтического процесса. И, таким образом,  редуцируются по крайней мере некоторые из составляющих актуальной  проблемной ситуации (компонент отсутствия очевидно правильного решения), а так же — стартового состояния деморализации (компонент беспомощности, безнадежности). 

Выведение данного класса  мишеней помогает и специалисту-психотерапевту определяться с наиболее перспективными направлениями выстраивания общей стратегии и проекта психотерапии, даже и в том случае, когда такой проект включает работу со всеми перечисленными спецификациями  психологических, социальных и биологических мишеней. Проработка такого сложного психотерапевтического проекта  - например, с использованием специальной технологии SMART — на соответствующем этапе терапевтического процесса совместно с клиентом,  помимо того, что устраняет антиресурсный компонент неопределенности, способствует формированию у клиента так называемого стыковочного сценария терапевтических изменений по всем охватываемым спецификациям. Что, в соответствии с правилами эффективной психотерапии, является важным условием достижения планируемого результата.

Далее, необходимо иметь ввиду, что если в отношении системы оценочных индикаторов терапевтической динамики по специфике биологических мишеней все более или менее ясно  и  вопрос о критериях отнесения к определяемым здесь  уровням адаптации (см. содержание предыдущего раздела) в достаточной степени разработан, то в отношении критериев и уровней психологической, и социальной адаптации этого сказать нельзя. И в общей теории психотерапии данная методологическая задача решается за счет выведения класса универсальных психотерапевтических мишеней и соответствующей системы оценочных индикаторов в разработанной технологии психотехнического и комплексного анализа психотерапевтического процесса. 

(1).3. класс универсальных психотерапевтических мишеней

Стратегический смысл выведения обособленного класса универсальных мишеней психотерапии состоит прежде всего  в том, что таким образом мы получаем ответ на важнейший вопрос того,  почему же гипотетический клиент не мог самостоятельно решить ту или иную проблемную ситуацию или справиться с проблемным состоянием. И  какие ресурсы психического субъекта  или группы  позволяют им обходиться без помощи специалиста-психотерапевта даже и в сложных ситуациях. В то же время, наличие исчерпывающих ответов именно на эти вопросы, как мы помним, есть один из важнейших критериев состоятельности общей теории психотерапии по Д. Прохазка, Дж. Норкроссу.

Функциональный, т. е. собственно терапевтический смысл, следовательно, заключается в том, что именно продуманная психотерапевтическая работа с данным классом универсальных мишеней способна развить у  гипотетического клиента важнейшую способность к самостоятельной проработке и преодолению любых сложных жизненных ситуаций и обеспечить подлинную устойчивость к агрессивному воздействию среды.

Технологический смысл здесь так же совершенно очевиден: именно за счет выведения класса универсальных мишеней из общего технологического поля профессиональной психотерапии выделяется сектор психотерапевтических техник, четко ориентированный на работу в этом, стратегически важном направлении. Не менее важным является и то обстоятельство, что вот этот обособленный технологический сектор теперь уже не «теснит» и не замещает весьма специфическую область профильных технологий, ориентированных на работу с актуальными проблемами-мишенями. То есть, подобной путаницы «носа и кормы» в построении психотерапевтической работы с клиентом — а именно такое «движение вспять» чаще всего и является причиной преждевременного выхода клиента из психотерапии — здесь уже не допускается.

Основная сложность в корректном выведении данного класса мишеней была связана с откровенной слабостью научно-методологического инструментария профессиональной психотерапии. В силу чего, генерируемые здесь модели психологического здоровья носили, в основном, произвольный характер, и отталкивались от общей идеи какого-либо психотерапевтического метода. То же самое можно сказать и о дифференцируемых слагаемых таких моделей, позиционируемых, чаще всего, в эмоциональной, когнитивной, поведенческой, личностной, динамической (взаимодействие инстанций психического) и других сферах психической активности, и возводимых в статус идеологического и, соответственно, технологического приоритета. Однако, сложности такого рода, в итоге, были успешно преодолены с разработкой адекватной методологии научного исследования и созданием Базисной научно-исследовательской программы психотерапевтического профиля. В частности, в ходе реализации данной программы нами было показано, что модели психологического здоровья (правильнее здесь говорить о качественных характеристиках психического здоровья)  — это еще не все масштабные универсальные мишени, на которые необходимо ориентироваться специалистам-психотерапевтам. Однако, с учетом  определенных требований по формированию функциональных блоков настоящей классификации, в настоящем подразделе мы будем рассматривать лишь те классы мишеней, которые представляют качественные характеристики психического здоровья и имеют непосредственное отношение к динамике форсированного развития выделяемых здесь свойств, состояний, процессов — от низких и средних к высоким уровням развития данных характеристик.

  • подкласс мишеней, определяемые как психические свойства:

-динамика к полноценному завершению личностной идентификации;

-динамика к полноценно сформированным:

  • конструктивный (идентификационный) жизненный сценарий;
  • устойчивый мотивационный комплекс, направленный на реализацию конструктивного жизненного сценария;
  • навык свободного и ответственного выбора;
  • свойство внутреннего локуса контроля;
  • потребность в эффективной самоорганизации;

-динамика к формированию специфических (помимо соответствующих возрасту знаний-умений-навыков), ресурсов, необходимых для реализации конструктивного жизненного сценария:

-динамика к формированию адекватной информированности об агентах, агрессивных и деструктивных по отношению к основным (идентификационным) жизненным сценариям.

(1).3.2. подкласс  мишеней, определяемые как психические состояния:

  • первичное ресурсное состояние (динамика от антиресурсного к ресурсному состоянию);
  • устойчивое ресурсное состояние (динамика от антиресурсного к ресурсному состоянию).

(1).3.3. подкласс  мишеней, определяемые как психические процессы:

  • уровень общих процессов самоорганизации (данный уровень включает процессы: выделения существенных характеристик актуальных ситуаций и событий, и адекватной реакции на них; прогнозирования вариантов развития значимых для субъекта ситуаций и событий, и выстраивания эффективной стратегии поведение в соответствие с такими прогнозами; эффективного планирования конструктивного жизненного сценария в соответствии со значимыми, долгосрочными  целями; проработки и реализации моделей адаптивного поведения, направленного к достижению долговременных мотивирующих целей; разработки и реализации ситуационно-стратегических, адаптивных моделей поведения в соответствии со значимыми, мотивирующими - краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными целями);
  • уровень специальных процессов самоорганизации (данный уровень включает процессы: управления проблемной ситуацией с использованием технологии ресурсного серфинга; управления стрессом; управления здоровьем; развития специальных навыков по эффективной саморегуляции; управления жизнью).

По данной позиции так же имеется ввиду динамика от обычно фиксируемых на старте психотерапевтического процесса невысоких уровней представленности рассматриваемых общих и специальных процессов самоорганизации у гипотетических клиентов — к тем уровням, которые обеспечивают устойчивость и высокое качество жизни субъекта в агрессивной среде.

Индикативные оценочные шкалы  по каждой группе универсальных мишеней разработаны и представлены в методологии психотехнического и комплексного анализа психотерапевтического процесса.

(2).1. класс макро-технологических мишеней

Настоящий сложный класс мишеней, идентифицируемых на маро-технологическом уровне психотерапевтической коммуникации, включает следующие  подклассы мишеней:

  • (2).1.1. репертуар стратегий кризисного развития — здесь имеется ввиду динамика расширения репертуара «больших» стратегий кризисного развития у гипотетического клиента за счет ресурсов профессиональной психотерапии. В данном случае имеет место адресация к соответствующим позициям синергетического научного подхода и рамочной концепции психотерапии, включающей все три стратегии кризисного развития сложных систем: возврата к «стволу» (т. е. актуализации - за счет используемых макро- и мета-технологических подходов -  эволюционно заложенных механизмов скорости-гиперпластики адаптивных изменений);  умножения альтернатив кризисного развития (т. е. использования множества методов и технологий профессиональной психотерапии); становление новых параметров порядка (т. е. форсированного развития высоких уровней качественных характеристик психического здоровья, обеспечивающего эффективную самоорганизацию, устойчивость и безопасность человека в агрессивной среде). Настоящая мишень в большей степени методологическая, предназначена «для внутреннего пользования» и  формирует у специалистов-психотерапевтов  общую панораму и суть того, что происходит в психотерапевтическом процессе;
  • (2).1.2. динамика продвижения от деструктивного или «усредненного» варианта прохождения адаптивно-креативного цикла, к  конструктивному и далее, к сверх-нормативному варианту прохождения данного цикла. В данном случае имеет место адресация настоящей мишени к концепту адаптивно-креативного цикла, включая основные варианты его прохождения.

(2).2. класс мета-технологических мишеней

В качестве основной мишени здесь мы рассматриваем динамику трансформации базисных адаптивных стратегий, генерируемых внеосознательными инстанциями психики клиента — от вполне обычного, на старте психотерапевтической коммуникации, доминирования защитно-конфронтационной стратегии, к доминированию синергетической адаптивной стратегии с формированием искомых проявлений феномена психопластичности. Что, по результатам проведенных нами исследований, и является главным условием гиперпротекции используемых психотерапевтических техник и достижения наиболее востребованного результата — максимума терапевтических изменений за минимальное время.

(2).3. класс структурно-технологические мишеней

Настоящий, наиболее многочисленный класс терапевтических мишеней выделяется на основании функциональной принадлежности к структурно-технологическому уровню психотерапевтической коммуникации. Сюда относятся классы актуальных, специфических и универсальных мишеней, с которыми ведется психотерапевтическая работа на данном коммуникативном уровне.

Такого рода  «дублирование» данной позиции с мишенями Оси (1),  с нашей точки зрения абсолютно оправдано, поскольку в данном случае акцент делается на демонстрацию важнейших содержательных характеристики структурно-технологического уровня психотерапевтической коммуникации и, соответственно, существенных отличий данного уровня от макро-технологического и мета-технологического именно по данной позиции.

0
Нет товаров
 x 
Корзина пуста
^