А. Л. Катков, д.м.н., профессор, вице-президент ОППЛ, председатель Ученого совета по психотерапии Национального СРО «Союз психотерапевтов и психологов»,

г. Санкт-Петербург

Введение

В продолжение самых последних лет психотерапия завершила сложнейший  переход от эмпирической к теоретической стадии своего развития. Разработана общая теория психотерапии с такими  важными уточняющими характеристиками, как «всеобъемлющая» (т. е. охватывающая  основные компоненты предметной сферы профессиональной психотерапии) и «основополагающая» (т. е. содержащая аргументированные эпистемологические основания и полноценный методологический базис по оформлению основных видов психотерапевтической деятельности).  В связи с чем, весьма актуальным представляется вопрос о разработке паспорта научной специальности «Психотерапия» и признании психотерапии самостоятельной научной дисциплиной Высшей Аттестационной Комиссией  Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В ходе выполнения нормативного блока Базисной научно-исследовательской программы по психотерапии нами был разработан соответствующий проектный документ, описание и полное содержание которого приводится ниже. 

Общая информация

Настоящий раздел оформлен в соответствии с требования высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, которые предъявляются научным дисциплинам и согласно которым разрешено присвоение ученой степени соискателям на основании соответствующих научных достижений.  

Настоящий проектный документ, в случае его утверждения ВАК РФ, является свидетельством официального признания самостоятельной научной специальности «Психотерапия» в Российской Федерации.

Стандартные рубрикации рассматриваемого проектного документа имеют нижеследующие особенности оформления. 

Формулировка шифра специальности «Психотерапия, психологическая психотерапия, клиническая психотерапия, социальная психотерапия, история психотерапии» включает обозначение наиболее распространенных моделей психотерапии —  психологической, медицинской и социальной — и охватывает все поле современной психотерапии. Следует обратить внимание на тот факт, что представленная здесь структура современной психотерапии полностью  соответствует доминирующей био-психо-социальной парадигме в понимании   базисных механизмов  адаптации —  дезадаптации.  Далее, в приведенной формулировке прописывается «история психотерапии», обращенная к изучению фактологии становления единой психотерапевтической традиции — а это весьма важный интегративный вектор, подчеркивающий дисциплинарное единство психотерапии. Таким образом, настоящей формулировкой охватываются основные ареалы современной психотерапии и фокусы внимания, обращенные в прошлое, настоящее и будущее рассматриваемой  научной специальности. 

Формула специальности. В данной рубрикации раскрывается содержание предметной сферы современной психотерапии. Специально, здесь следует отметить такой пункт, как общая теория психотерапии с ключевыми характеристиками данной теории. Настоящий пункт является  констатацией наличия проработанной эпистемологической основы психотерапевтического знания, без чего все претензии психотерапии на статус самостоятельной научной специальности являются фикцией. Здесь же,  обозначены основные виды психотерапевтической деятельности — научная, образовательная, практическая, организационная, нормативно-творческая, экспертная —  как предмет исследовательского внимания. Что, в перспективе, существенно повысит качество упомянутых  видов психотерапевтической деятельности. А в итоге — и качество оказываемой психотерапевтической помощи. Так же, необходимо отметить и четкую био-психо-социальную ориентацию блока исследовательских задач, рекомендуемых к выполнению в сфере определения эффективности психотерапевтической практики. 

Области исследования в тексте проектного документа структурированы по уровням дисциплинарной матрицы общей теории психотерапии. Таким образом, представленная здесь проблематика охватывает предметное поле профессиональной психотерапии «сверху донизу». Представленные здесь ассортимент и специфика научной проблематики не оставляют никаких сомнений в правомерности выведения психотерапии в самостоятельную научную специальность. Здесь же, — и это второй план настоящей рубрикации — по мере возможности, сгруппированы темы общей, социальной и медицинской научной проблематики, относимой к соответствующим векторам активности профессиональной психотерапии. Таким же образом выделена тематическая группа исторических исследований в сфере психотерапии.

Итоговая рубрикация «Отрасль наук». В настоящем проектном документе обозначен такой общий сектор «Науки о психике», несмотря на то, что до настоящего времени именно такого отраслевого кластера в общем корпусе науки выделено не было. Однако, здесь необходимо иметь ввиду, что одно из важнейших эвристических следствий общей теории психотерапии как раз и заключается в возможности проведения — на основании обновленных эпистемологических принципов — систематизации и, соответственно, аргументированного выделения отраслевого сектора «Науки о психике» (см. содержание следующего раздела). При этом, беспрецедентная значимость данного сектора, как и самостоятельной научной специальности «Психотерапия», занимающей в нем достойное место, не вызывают сомнений и утверждаются, в том числе, и настоящим документом.

Содержание проектного документа «Паспорт научной специальности «Психотерапия»

Шифр специальности:

(цифровое обозначение шифра специальности, принятое ВАК) Психотерапия, психологическая психотерапия, клиническая психотерапия, социальная психотерапия,  история психотерапии.

Формула специальности:

Содержанием специальности (цифровое обозначение шифра специальности, принятое ВАК) —  «Психотерапия, клиническая психотерапия,  социальная психотерапия, история психотерапии» является исследование:

  • фундаментальных механизмов функционирования психики; закономерностей индивидуальной и социальной  самоорганизации, осуществляемой с использование ресурсов психического;  
  • общей теории психотерапии с такими характеристиками, как «всеобъемлющая» (охватывающая  основные компоненты предметной сферы профессиональной психотерапии) и «основополагающая» (формирующая полноценный методологический базис состоятельного и самостоятельного научно-практического направления); 
  • общей и прикладной исследовательской методологии; 
  • профильных образовательных, организационных,  экспертных технологий, обеспечивающих повышение качества психотерапевтической деятельности;
  • выводимой отсюда психотерапевтической  практики с возможностью:  1) адаптивной мобилизации ресурсов психического; 2) развития определенных психических свойств, процессов и состояний,  обеспечивающих повышение индивидуальной и социальной эффективности в решении любых стандартных и сложных (проблемных) ситуаций; 3) эффективного противодействия процессу вовлечения населения в деструктивные социальные эпидемии (химической, психологической зависимости, панические эпидемии новейшего времени), форсированного развития высоких уровней психологического здоровья-устойчивости к агрессивному влиянию среды; 4) предупреждения и преодоления патологического влияния болезнетворных факторов и последствий такого влияния, формирования высоких уровней индивидуального и социального здоровья.

Области исследований:

1.История становления психотерапии (протопсихотерапия, донаучная психотерапия). Современная история развития психотерапии (научная психотерапия). Становление и развитие психотерапии в России.

2.Историческая реконструкция динамики представлений об эпистемологических основах и предметной сфере психотерапии в различные исторические эпохи. Анализ эпистемологических препятствий в развитии психотерапии.

3.Разработка методологии эпистемологического анализа применительно к  исследованиям истории становления психотерапевтической традиции, науки и практики.

4.Разработка методологии исторической реконструкции, адаптированной для проведения комплексного исследования динамики становления предметной сферы психотерапии.

5.Особенности формирования единой психотерапевтической традиции. Общая эпистемологическая основа психотерапии. Основные ареалы психотерапии, объединяемые психотерапевтической традицией. 

6.Особенности использования методологии системного подхода в сфере теории психотерапии. Понятие системного стержня в теории психотерапии. Концепция дисциплинарной матрицы в психотерапевтической теории и практике. Уровни дисциплинарной матрицы и их концептуальное наполнение.

7.Психотерапия как система кодифицированных научных знаний. Компоненты общей теории психотерапии. Понятие о предметной сфере психотерапии. Эпистемологические основы психотерапевтической науки.

8.Понятие о традиционных и инновационных (обоснованных с использованием общей теории психотерапии) основных векторах дифференциации-интеграции психотерапевтической науки и практики. 

9.Основные типы взаимодействия психотерапевтической науки с сектором наук о психике.  Место психотерапии в общем корпусе науки. 

10.Новые походы (на основании общей теории психотерапии) к классификации современной психотерапии. 

11.Фундаментальные допущения, формирующие реальность психического. Понятие об эпистемологических платформах (основополагающий концепт  уровня фундаментальных допущений в общей теории психотерапии). 

12.Понятие о недифференцированной, диссоциированной и ассоциированной эпистемологических платформах, как о фундаментальном методологическом базисе психотерапевтической науки. 

13.Феномен психопластичности. Новое понимание функций психического, имеющих отношение к феномену психопластичности. Эпистемологический анализ феномена психопластичности. Психотерапия, как методология и практика использования феномена психопластичности с адаптивными целями. 

  •  
  • 14.Обновленная теория био-психо-социальной адаптации, выстраиваемая в соответствии с проработанным концептом пластического потенциала психики человека. 
  • 15.Адаптивно-креативный цикл. Универсальная модель адаптивно-креативного цикла с проработанным алгоритмом и вариантами (нормативным, кризисным, сверхнормативным) прохождения данного цикла.
  • 16.Адаптивно-креативный цикл как способ репрезентации универсальной психотерапевтической динамики. Этапы и фазы адаптивно-креативного цикла. Методология исследования особенностей и темпов продвижения клиента или группы по этапам и фазам адаптивно-креативного цикла.
  • 17.Концепция качественных характеристик психического здоровья, обеспечивающих устойчивость к агрессивному влиянию среды. Качественные характеристики индивидуального, семейного, группового (организованные группы населения) психического здоровья, как универсальные мишени современной психотерапии.

18.Концепция «Адаптивного интеллекта», как эмерджентная характеристика универсальных мишеней, выводимых в мета-модели  социальной психотерапии.

  •  
  • 19.Психотехнические аспекты концепции психопластичности. Условия манифестации специфических форм активности базисных инстанций психического, необходимых для достижения быстрых и устойчивых  терапевтических изменений.
  • 20.Концепция трёхуровневой психотерапевтической коммуникации. Макро- и мета-технологические уровни психотерапевтической коммуникации как универсальный  потенциал психотерапии. Структурно-технологический уровень психотерапевтической коммуникации как уникальный  потенциал психотерапии.
  • 21.Система макро- и мета-мишеней, макро- и мета-технологий психотерапии как главные механизмы трёхуровневой психотерапевтической коммуникации, и как база для понимания функционального смысла обще-терапевтических факторов.
  • 22.Систематика общих факторов психотерапии. Психотехнической анализ общих факторов психотерапии.
  • 23.Система параметров и индикаторов, оценивающих полноту и качество используемых макро- и мета-технологий, структурированных техник профессиональной психотерапии, а также скорость продвижения субъекта по этапам и фазам адаптивно-креативного цикла.
  • 24.Общая и частная методология научных исследований в сфере психотерапии. Доказательная исследовательская практика и психотерапия.  Базисная научно-исследовательская программа в психотерапии.

25.Методология психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтических методов и технологий. Системы промежуточных и итоговых индикаторов эффективности психотерапевтического процесса.

26.Концепция управления качеством психотерапевтической деятельности — научной, образовательной, практической, организационной, нормативно-творческой, экспертной. Механизмы управления качеством психотерапевтической деятельности.

27.Экспертные группы в психотерапии. Принципы организации и деятельности экспертных групп в области научной, образовательной, практической, организационной, нормативно-творческой деятельности.

28.Общий концепция стандартов и правил  психотерапевтической деятельности.  Обоснование общего алгоритм разработки, обсуждения, утверждения и обновления системы профессиональных стандартов и правил психотерапевтической деятельности  на уровне экспертных групп, специалистов и профессионального  сообщества в целом.  

29.Концептуальные модели формирования приверженности специалистов, действующих в сфере  психотерапии, к выполнению утвержденных стандартов и правил психотерапевтической деятельности.

30.Механизмы эффективного контроля реализации стандартов и правил профессиональной психотерапевтической деятельности;

31.Концепция психоэтики.  Психоэтика и профессиональная этика в психотерапии.

32.Эффективное нормативно-правовое регулирование психотерапевтической деятельности. Государственное регулирование психотерапевтической деятельности. Общественное (на уровне профессиональных психотерапевтических ассоциаций и профильных саморегулируемых организаций) регулирование психотерапевтической деятельности.

33.Законодательное регулирование психотерапевтической деятельности. Разработка модельного закона «О психотерапии» (варианты — «О психотерапевтической помощи»; « О психотерапевтической деятельности»).

34.Регулирование психотерапевтической деятельности с использованием подзаконных и других нормативных актов, принятых в сфере здравоохранения, образования, социальной помощи и поддержки, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. Разработка модельных подзаконных актов. 

35.Деятельность социальных институтов, имеющих отношение к достижению промежуточных и конечных целей в сфере социальной психотерапии. 

  • 36.Концепцией деструктивных социальных эпидемий (ДСЭ). Универсальные механизмы вовлечения в ДСЭ. Универсальные психотерапевтические мишени и ДСЭ. Мета-модель социальной психотерапии и ДСЭ.
  • 37.Основные типы типы ДСЭ (расстройства адаптации, в том числе обозначаемые как «психологические проблемы»; химическая зависимость — алкоголизм, наркомании, токсикомании, лекарственная зависимость; деструктивная психологическая зависимость - игромания, компьютерная зависимость, вовлечение в религиозно-экстремистские и иные тоталитарные секты; панические информационные пандемии). Взаимозависимость типов ДСЭ. Социальная психотерапия, как средство эффективного противодействия ДСЭ.
  • 38.Обоснование инновационной мета-модели социальной психотерапии. Социальная психотерапия и наиболее острые проблемы Новейшего времени.
  • 39.Оценка эффективности экспериментальных психотерапевтических методов (с  использованием методологии доказательной исследовательской практики) в дифференцированных клинико-статистических группах.
  1. Оценка эффективности экспериментальных психотерапевтических методов (с  использованием методологии доказательной исследовательской практики) в  группе лиц, мотивированных на форсированное развитие высоких уровней здоровья и определенных качественных характеристик здоровья.
  • 41.Разработка новой рамочной концепции психотерапии, как: 1) важнейшего направления самоорганизующей социальной активности в эпоху Новейшего времени; 2) наиболее востребованной социальной практики,  препятствующей вовлечению населения в деструктивные социальные эпидемии; 3) самостоятельного и самодостаточного научно-практического направления; 4) авангардного фронта науки в общем секторе наук о психике и в корпусе науки в целом. 

Отрасль наук: 

Науки о психике.

Заключение

Проект настоящего документа разработан на основании эпистемологических установок, концепций и концептов общей теории психотерапии, обосновывающих статус психотерапии, как самостоятельной научной специальности. Поэтому, представляется логичной дальнейшая разработка наиболее важных аспектов  основополагающей и всеобъемлющей теории психотерапии, тематика которых представленная в рубрикации «Области исследования».

В то же время, научные изыскания, проводимые в сфере психотерапии, безусловно, могут включать и множество других актуальных — в том числе, фундаментальных, смежных и прикладных — направлений исследовательской активности. Отсюда, выводится необходимость тесного, конструктивного взаимодействия  психотерапии с научными дисциплинами, представленными в секторе наук о психике (см. содержание следующего раздела). 

Главными условиями, обеспечивающими возможность такого конструктивного  научного сотрудничества, являются принятие и утверждение —  на уровне дисциплинарно-коммуникативного сообщества  —  разработанной систематики и классификации наук о психике. А так же — разработка  Базисной научно-исследовательской программы, реализуемой в данном научном секторе. В общем пространстве такой масштабной исследовательской программы психотерапия должна «располагаться» в поле функциональной активности фронта авангардных научных направлений.

0
Нет товаров
 x 
Корзина пуста
^