Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Стратегия развития  профессиональной психотерапии

в Российской Федерации 2021-2030

А. Л. Катков (Санкт-Петербург)

В. В. Макаров (Москва)

Введение

В последние десятилетия психотерапия стала всемирным явлением. Психотерапия как наука и востребованная социальная практика интенсивно развивается во всех регионах мира с учетом особенностей этих регионов — ментальных, культуральных, социальных, экономических.

История России последних ста лет полна катаклизм и поворотов и даже разворотов в противоположную сторону развития. Поэтому в современной России присутствует особая потребность в психотерапии и, конечно, потребность в глубинной, масштабной и эффективной психотерапии, способной

обеспечить устойчивое развитие человека и общества в условиях длительного кризиса и нарастающего санкционного давления

Ситуация с востребованностью масштабной и эффективной социальной психотерапии резко изменилась во всем мире, и в том числе в Российской федерации, в связи с  пандемию, вызванной новым коронавирусом. С 11 марта 2020 года, когда Всемирная организация здравоохранения объявила о всемирной вирусной эпидемии COVID19, кризисные социальные явления лавинообразно нарастали не столько в связи с клиническими проявлениями новой вирусной инфекции, сколько по причине тотальной деморализации,  паники и принятием ошибочных решений.

Последнее обстоятельство, сравнимое по своим масштабам с планетарной революцией, открывает новые возможности для развития профессиональной психотерапии в России и в мире.

Целью настоящей  стратегии является наилучшее использование имеющихся в сфере российской психотерапии ресурсов для достижения значимых целей. Определенный сектор данного целеполагания является универсальным для мировой психотерапии. В то время, как другие приоритетные цели касаются проблематики, специфической для  российской психотерапии.    

В содержании нижеследующего документа  представлены все  необходимые разделы,  учтены организационные аспекты, необходимые для реализации главных стратегических задач. Таким образом, данный документ представляет  подробное изложение Стратегии развития профессиональной психотерапии в Российской Федерации  (далее Стратегии) на период 2021-2030 гг.

Ресурсный потенциал и достижения российской психотерапии

В последние годы общее количество профессиональных психотерапевтов, работающих в России, приближается к нормам численности психотерапевтов в развитых странах Европы. В 2019 году в России (по разным данным) насчитывалось от 63-х до 65-и тысяч  профессионалов в области психотерапии. Приведенные данные  касаются  специалистов, состоящих в профессиональных психотерапевтических ассоциациях. Фактическое количество действующих в Российской Федерации психотерапевтов может приближаться к 70-ти тысячам.  Через три года эксперты ожидают прирост численности психотерапевтов в РФ на одну треть, а через пять лет –  на две трети от сегодняшнего уровня. При этом, следует отметить отчетливую тенденцию к уменьшению числа врачей-психотерапевтов, действующих в государственном секторе и существенного увеличения специалистов-психотерапевтов, действующих в частном секторе.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о значительном кадровом ресурсе  в сфере профессиональной психотерапии, который в настоящее время имеется в Российской Федерации. А также — о существенном сокращении неприемлемого разрыва между потребностями населения в квалифицированной  психотерапевтической помощи и возможностями ее оказания, имевшем место на протяжении последних десятилетий.

Действенным инструментом развития  психотерапии в России является сеть профессиональных психотерапевтических ассоциаций регионального и национального уровня. При том, что отдельные национальные ассоциации носят зонтичный характер (например, Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига) и объединяют существенную часть  психотерапевтического сообщества России. ОППЛ, кроме того, в продолжении многих лет является корпоративным членов Европейской Ассоциации Психотерапии (ЕАП), Азиатской Федерации Психотерапии (АФП) и активно осуществляет программу международного сотрудничества. Ежегодно в России регистрируются новые психотерапевтические ассоциации.  На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что каждый признанный и распространенный в Российской Федерации психотерапевтический метод — а всего таких методов более сорока — представлен соответствующей профессиональной ассоциацией.

Безусловно, следует отметить и наличие такого организационного ресурса, возобновившего свою деятельность в конце 2020-го,  как Федеральный консультативно-методический центр по психотерапии, действующий при Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева.

В то время, как регулирование профессиональной психотерапевтической деятельности — с акцентом на качество оказываемой профильной помощи — в растущем негосударственном секторе осуществляется  саморегулируемыми организациями регионального и национального уровня. Данные саморегулируемые организации действуют в рамках Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ (в редакции от 03.08.2018) "О саморегулируемых организациях", согласно которому саморегулирование определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности. Содержанием такой инициативной организационной деятельности являются разработка и установление стандартов и правил профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Наиболее активно и результативно в Российской Федерации, в данном направлении действует Саморегулируемая организация национального уровня Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов», прошедшая регистрацию в 2014 году. Данная структура обладает всеми организационными и кадровыми ресурсами, необходимыми для успешной реализации своей миссии.

Определенные успехи можно отметить и в области психотерапевтической науки.  Если в предшествующие десятилетия в Российской Федерации научные исследования психотерапевтического профиля проводились в основном кафедральными сотрудниками и специалистами   медицинских научных центров с профилем деятельности в области психиатрии, наркологии и клинической психологии, то в самые последние годы отмечается  рост числа инициативных исследовательских проектов. Акценты в тематике проводимых исследований смещаются от клинического к собственно психотерапевтическому  содержанию. Чему, в немалой степени, способствует   успешное решение сложных методологических вопросов психотерапевтической науки.

С начала 2018 года при Национальном СРО действует Ученый совет по психотерапии. Данной структурой осуществляется информационная и методологическая  поддержка инициативным исследовательским проектам, реализуемым в сфере психотерапии. А также — экспертное сопровождение процесса подготовки нормативных документов, регулирующих профессиональную психотерапевтическую деятельность в  Российской Федерации.

Специально следует отметить высокую исследовательскую активность российских специалистов в области изучения последствий новой вирусной инфекции,  способов  психотерапевтической коррекции таких негативных последствий и их эффективной профилактики.

Аналогичные тенденции имеют место и в области психотерапевтического образования. И если в прошлом, в России психотерапевтическое  образование врачи и медицинские психологи получали на специализированных клинических кафедрах медицинских институтов, то в последние десятилетия и, особенно, в самые последние годы подготовка специалистов-психотерапевтов существенно чаще  проводится лицензированными частными учебными заведениями и центрами. Такие образовательные организации действуют, как правило, в тесном содружестве с профессиональными психотерапевтическими ассоциациями, представляющими определенный психотерапевтический метод, а также в содружестве с зонтичными психотерапевтическими ассоциациями.

Определенные шаги делаются и в сфере законодательного оформления профессиональной психотерапевтической деятельности. Экспертными группами профильных ассоциаций в последние годы подготовлено несколько тематических законопроектов, основные положения и разделы которых активно обсуждались и продолжают обсуждаться психотерапевтическим сообществом России.  Суть заявляемых здесь  законодательных подходов состоит в защите и укреплении профессионального статуса действующих специалистов-психотерапевтов, и создании необходимых условий для непрерывного роста качества профессиональной психотерапевтической деятельности. Лидеры и экспертные группы психотерапевтического сообщества готовы принимать деятельное участие и в законотворческой деятельности по регулированию вопросов оказания смежной психологической помощи.

Еще два аспекта в новейших тенденциях развития российской психотерапии представляются особенно актуальными. Это волонтерское движение, которое приобрело беспрецедентные масштабы в связи с началом эпидемии COVID19. И здесь, безусловно, следует отметить грамотное сопровождение такого рода самоотверженной деятельности в виде эффективной профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания, и посттравматического стрессового расстройства.  Второй важный аспект состоит в существенной активизации транзита психотерапевтических знаний в общество с задачами формирования необходимой психотерапевтической культуры.

Наконец, следует отметить и такое несомненное достижение российского психотерапевтического сообщества, как  решение Всемирного Совета по Психотерапии о проведении IХ Регулярного Всемирного конгресса по психотерапии: «Дети, общество, будущее – Планета психотерапии» в России,  в 2021 году. В 2020 году был успешно проведен масштабный Всемирный преконгресс по этой же тематике.

Российская психотерапия с полным основанием осознаёт себя флагманом направления новой, широкой, социальной психотерапии, позиционируемой как современная рамочная концепция психотерапии. Лидеры российской психотерапии считают, что именно такое видение профессии в наибольшей степени соответствует актуальному социальному запросу и всем непростым  вызовам Новейшего времени.

Глобальные и локальные вызовы

Мир и условия проживания в этом мире необратимо изменились.  Эти драматические  изменения, связанные с резким, скачкообразным усилением степени агрессивности биологической, а вслед за этим и информационной среды,  по общему мнению будут только лишь нарастать.

Главный вызов  эпохи и актуальный социальный запрос в этих новых условиях  состоит в признании того, что  кризисная часть общества — а это существенная часть населения во всех регионах мира —  нуждается в квалифицированной психотерапевтической помощи. Но также, следует признать, что человек и общество в целом, нуждаются в долговременной, квалифицированной профессиональной поддержке с использованием особых психотерапевтических технологий. Такие специализированные технологии, с одной стороны, должны обеспечивать устойчивость человека и общества к долговременным стрессогенным воздействиям. А с другой стороны —  возможность ускоренного индивидуального и социального развития в условиях нарастания агрессивности среды. В частности, речь идет о форсированном развитии особого, индивидуального и группового  адаптивного интеллекта, функциональные и содержательные характеристики которого обеспечивают  возможность выполнения этой важнейшей задачи. 

Соответственно, статус профессиональной психотерапии, основные типы  психотерапевтической деятельности — научной, образовательной,  практической, организационной, экспертной, нормотворческой — а так же  социальный рейтинг профессии должны соответствовать актуальному социальному запросу и  духу Новейшего времени

Между тем, ситуация в сфере профессиональной психотерапии, которая наблюдается практически повсеместно, еще весьма далека от вышеприведенных императивов Новейшего времени. Неопределенный, должным образом не проработанный и не закрепленный в соответствующих нормативных документах профессиональный статус  дает повод  считать психотерапию субспециальностью психиатрии, либо психотехническим «придатком» психологических дисциплин. Что, собственно, и прослеживается в регламентирующих психотерапевтическую деятельность нормативных актах в большинстве регионов мира, в том числе и в Российской Федерации. Исключение здесь составляют Австрия, Германия, Румыния и Финляндия, где психотерапия, согласно принятым в этих странах нормативным актам, является самостоятельной и независимой профессией, не имеющая административного отношения к медицинским или психологическим сферам деятельности, которые регулируются специальным законодательством. В Австрийской Республике, кроме того, психотерапия де-юре и де-факто признана академической научной дисциплиной с возможностью получения ученой степени именно по данной специальности.

В рассматриваемой сфере отсутствуют даже и среднесрочные (с перспективой от 5 до 15 лет) стратегии развития научно-практического направления «психотерапия», обоснованные с позиции актуального социального запроса и методологии форсайтного исследования. Перспективные планы по отдельным психотерапевтическим методам, а так же соответствующие прикладные фрагменты стратегических планов по развитию клинических и психологических дисциплин здесь имеют лишь относительную ценность.

И далее, следует признать  очевидный факт того, что психотерапия — с тем, чтобы действительно соответствовать актуальному социальному запросу и статусу самостоятельной, респектабельной научной дисциплины — как минимум, должна совершить «подвиг» от стадии эмпирической, наукообразной практики к следующей, теоретической стадии дисциплинарного развития. Фактически, данная констатация означает, что должна быть разработана общая   теория  психотерапии с такими важными уточняющими характеристиками, как «всеобъемлющая» (т. е. охватывающая  основные компоненты предметной сферы профессиональной психотерапии) и «основополагающая» (т. е. формирующая полноценный методологический базис состоятельного и самостоятельного научно-практического направления).

Дееспособная общая теория психотерапии должна  выполнять  и внятную прагматическую функцию для всего корпуса профильных специалистов и, как минимум, давать исчерпывающие ответы на следующие важные  вопросы:

  • существует ли какой-либо глубинный смысл в абсолютно беспрецедентном разнообразии психотерапевтических подходов и методов, который не сводится к откровенно слабой проработанности интегративного вектора профессии и который может выступать в качестве объективного обоснования необходимости именно такого разнообразия;
  • а если такой глубинный смысл все же присутствует, то каким именно образом возможно совмещение двух противоречивых – центробежных и центростремительных – тенденций в теории и, главным образом, на практике; и чему, собственно, нужно учить специалистов-психотерапевтов.

Однако, до самого последнего времени такая, дееспособная общая теория так и не была создана и, соответственно, не оформлена как главный аргумент для признания психотерапии в статусе самостоятельной и состоятельной науки. Немногочисленные энтузиасты-исследователи, действующие в данном направлении, пребывают в эпистемологическом тупике, опираясь на многолетнюю «мантру» того, что для начала здесь должна быть разработана общая теория личности, а затем уже искомые общетеоретические подходы. В то время, как с позиций авангардной науки речь должна вестись о разработке адекватной исследовательской программе (в понимании И. Лакатоса), основанной на  методологии эпистемологического анализа предметной сферы рассматриваемого научного направления. Данная констатация — лишнее свидетельство необходимости углубленной подготовки  когорты  экспертов, способных разрабатывать и выполнять сложные научные исследования в сфере профессиональной психотерапии.

Помимо нерешенных теоретических и методологических вопросов, в области психотерапевтической науки присутствует еще и институциональная проблематика. До настоящего времени так и не создан  институт самостоятельной психотерапевтической науки с единой базой «больших» данных, возможностью реализации масштабных исследовательских проектов с необходимым здесь горизонтом исследовательских задач, наличием подготовленных экспертных групп, способных координировать выполнение таких масштабных  проектов. При том, что необходимая институализация психотерапевтической науки должна предшествовать  признанию ее академического статуса. 

Промедление в данном важнейшем вопросе недопустимо, ибо в отсутствии адекватной теоретической базы профессиональной психотерапии мы и далее будем являться свидетелями абсолютно вредного явления некумулятивности и нетранспарентности психотерапевтического знания, процесса  информационной инфляции, наблюдающегося  в сфере психотерапии во все годы существования профессии.

Обозначенный  теоретический и институциональный  дефицит, кроме того, препятствует адекватной разработке важнейшего  универсального компонента программ подготовки профессиональных психотерапевтов и такого же универсального компонента в оформлении стандартов психотерапевтической практики. Что, в конечном итоге, самым негативным образом отражается на качестве психотерапевтической помощи.

В этих условиях, подавляющая часть разработанных и реализуемых к настоящему времени программ подготовки профессиональных психотерапевтов  лишь транслирует ограниченную «информационную генетику» определенных психотерапевтических методов без шансов на какое-либо конструктивное и энергичное продвижение к выполнению обозначенных здесь задач.

За редким, законодательно оформленным  исключением (Австрия, Германия, Румыния и Финляндия), психотерапевтическое образование является  областью смежных компетенций, прилагаемых к базовому психологическому или медицинскому образованию. Легализованные программы дополнительного психотерапевтического  образования, разрабатываемые и используемые в том числе в Российской Федерации, как правило ориентированы на усвоение лишь отдельных психотерапевтических методов. Причем, по данным Скотта Миллера (2017) –  директора Международного центра качества медицинской помощи (Министерство здравоохранения и социального развития США),  весьма авторитетного и информированного специалиста – существует очень маленькая, или вообще не существует разницы между результатами работы подготовленного таким образом психотерапевта, обучающегося студентов и получивших минимальную подготовку парапрофессионалов.  Сведения такого рода — весьма тревожный сигнал, свидетельствующий как о невысокой информационной ценности образовательных программ психотерапевтического профиля, так и об очевидно низком качестве процесса подготовки специалистов-психотерапевтов. Что, собственно, и подтверждается данными о повсеместном распределении рынка психотехнических услуг отнюдь не в пользу профессиональной психотерапии.

Таким образом, настоятельное требование времени заключается в том, что все компоненты базовой профессиональной подготовки специалистов-психотерапевтов (додипломное, последипломное дополнительное и непрерывное образование) должны быть существенно улучшены.  Важнейшая сфера смежных психотерапевтических компетенций — с учетом беспрецедентной важности данного сектора в контексте обновленной рамочной концепции социальной психотерапии — должна быть основательно переработана и расширена. Причем, возможности по  обучению эффективной само-психотерапии  должны быть предоставлены всем желающим. 

Что же касается психотерапевтической практики, то здесь необходимо прилагать все возможные усилия для постоянного повышения качества оказываемой психотерапевтической помощи. И такое высокое качество должно подкрепляться разработанным, с учетом специфики психотерапевтических технологий,  инструментарием — правилами и стандартами психотерапевтической деятельности все типов, с понятным акцентом на практическую деятельность. Особой строкой здесь должны быть обозначены этические правила оформления психотерапевтической деятельности. Ибо, качество оказываемой психотерапевтической помощи и профессиональная этика, вне всякого сомнения, идут «рука об руку», а позиционирование данных базисных категорий как «отдаленных» или вовсе отдельных — есть вредная иллюзия.

Как понятно из всего сказанного, в области организации психотерапевтической деятельности необходимы поистине революционные изменения. И дело здесь не только и не столько в расширении возможностей оказания квалифицированной психотерапевтической помощи в онлайн режиме —  с этой задачей подавляющая часть специалистов-психотерапевтов справилась достаточно быстро. Но в том, что мета-модель социальной психотерапии с полноценным охватом практически всего населения заинтересованных регионов предполагает использование абсолютно нового кластера организационных и информационных технологий. В том числе, и таких технологий, которые повышают уровень психотерапевтической культуры в обществе и переводят скрытые потребности в психотерапевтической помощи в открытые.  А это, уже область  компетенции подготовленных специалистов-экспертов в области организации профессиональной психотерапевтической деятельности новой генерации. И только в этом случае, скорость, доступность, ассортимент и постоянно растущее качество психотерапевтической помощи будут соответствовать требованиям времени.

Далее, понятно, что вопросам углубленной подготовки экспертных групп, специализирующихся по основным типам профессиональной психотерапевтической деятельности — научной, образовательной, практической, организационной,   нормотворческой — должно уделяться самое пристальное внимание.  Ибо, любая,  развивающаяся сфера профессиональной деятельности на этапе перехода от ремесленных навыков к статусу авангардного научного направления, и в силу этого требующая специальных знаний, умений и навыков экспертного уровня, при отсутствии или даже слабости такого экспертного сопровождения неизбежно обречена на провал. А психотерапия как раз и переживает именно такой, сложнейший этап своего развития.

Еще один важный аспект предстоящих изменений касается и такой, практически не обсуждаемой в профессиональном сообществе области, как психотерапевтическая субкультура. Здесь, скорее, предпочитают говорить о «корпоративной» этике и приверженности профессиональных групп к чистоте того или иного психотерапевтического метода. Между тем, универсальные характеристики важнейшего личностного статуса «Я-профессионал»,  контекстуальных мета-технологий «Я-техника», «ОНО-техника», устойчивого ресурсного статуса специалиста-психотерапевта  - складываются,  в том числе,  и за счет проработанной профессиональной субкультуры. Наличие такой, постоянно «взращиваемой» субкультуры, помимо прочего, способствует эффективной профилактике эмоционального выгорания в ситуации хронического рабочего стресса.

Критически важными содержательными аспектами психотерапевтической субкультуры следует считать открытость специалистов к новому опыту и постоянная готовность усваивать значительные объемы новой информации. При том, что все предложения такого рода могут и должны восприниматься критически, но без предубеждения и других неконструктивных реакций. 

В целом, по настоящему разделу Стратегии — и такая констатация не является преувеличением —  следует сказать, что по большинству из приведенных здесь направлений и критических областей развития психотерапевтической науки и практики, российская психотерапия в последние годы продвигалась, опережая практически все регионы (за исключением Австрии и Германии, где психотерапия де-факто признана академической наукой).  Но даже и по этой, последней позиции существует высокая вероятность того, что в ближайшие два года вопрос признания за психотерапией легального статуса академической научной дисциплины в Российской Федерации будет решен положительно.

Таким образом, обозначенные в данном разделе Стратегии проблемные и  кризисные позиции, характерные для общемировой и российской психотерапии,  следует рассматривать как вполне достижимые цели и  решаемые задачи.

Цели и задачи

Приоритетными целями настоящей Национальной стратегии, с учетом всего вышесказанного, являются следующие:

  • преодоление кризисных явлений в обществе, формирование приемлемых уровней индивидуальной и социальной устойчивости к агрессивному воздействию среды;
  • разработка и утверждение обновленной рамочной концепции профессиональной психотерапии, полностью соответствующей  актуальному социальному запросу и требованиям Новейшего времени:
  • утверждение психотерапии в статусе самостоятельного, академического научного направления с возможностью присвоения ученой степени по специальности «психотерапия»;
  • достижение стабильно высокого уровня качества оказываемой психотерапевтической помощи, растущего социального рейтинга профессии; обеспечение выигрыша профессиональной психотерапии в конкуренции на рынке психотехнологий.

Для достижения настоящих целей должны быть решены следующие задачи, отражающие последовательность действий по каждому приоритетному направлению развития психотерапии в Российской Федерации.

По направлению результирующей цели преодоления кризисных явлений в обществе

Данная приоритетная цель может быть достигнута лишь при условии энергичного и результативного продвижения по направлению заявленных  целей 2-4, и выполнении всего комплекса предусмотренных здесь задач.  Тем не менее, необходимо иметь ввиду и следующие, специфические для данной цели задачи:

-разработка отдельного направления социальной  психотерапии: такое направление, помимо того, что выполняет важнейшую социальную функцию эффективного блокирования состояния деморализации у кризисной части общества (что прямо соответствует актуальному социальному запросу) представляет проработанный социальные компонент в био-психо-социальной парадигме, на основании которой выстраиваются любые формы профильной помощи. Социальная психотерапия предполагает полноценный охват население и, особенного, кризисных групп эффективными психотерапевтическими технологиями как очной, в том числе дистанционной, так и заочной (отсроченной, осуществляемой в онлайн режиме) помощи. А также — специальными технологиями эффективной самопсихотерапии. Социальная психотерапия, кроме того, ориентирована и на обширную нормативную группу населения  с запросом на повышение уровней здоровья и личной эффективности. Продвижение данного направления профессиональной психотерапии связано с использованием специальных организационных и образовательных технологий (см. далее). Мета-модель социальной психотерапии ни в коем случае не конфликтует, а только лишь дополняет медицинскую и психологическую модель психотерапии;

-проработка и продвижение на всех уровнях идеи адаптивного интеллекта: данная идея умного, гибкого и ответственного общества  фокусирует внимание  заинтересованных групп населения на понятную функциональную цель любого психотерапевтического взаимодействия. Данная идея представляет  наиболее востребованную в настоящее кризисное время альтернативу множеству  определений интеллекта (например, логико-математический, социальный, экономический, эмоциональный, межличносный, внутриличностный, лингвитический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный - интеллекты и проч.), рассеивающих внимание исследователей и практиков, но также и потенциальных пользователей технологий форсированного развития адаптивной интеллектуальной функции;

-разработка и реализация специальной программы масштабного, многоуровневого мониторинга. Такая программа  позволяет проводить корректную оценку: уровней устойчивости населения и отдельных групп к агрессивному воздействию среды; показателей психического здоровья населения с акцентом на качественные характеристики; истинного распространения рисков и фактов вовлечения населения в деструктивные социальные эпидемии всех типов; скрытых и открытых потребностей населения в психотерапевтической помощи и проч. Но также, регулярно проводимый мониторинг позволит оценить масштабы и эффективность технологий социальной психотерапии, направленных на достижение приоритетной стратегической цели. Реализация специальной программы многоуровневого мониторинга требует использования специальных организационных технологий.

По направлению разработки и утверждения обновленной рамочной концепции, профессиональной психотерапии, соответствующей актуальному социальному запросу и требованиям Новейшего времени

Данная цель  вполне достижима только лишь при условии выполнения первой задачи из предшествующего перечня —  разработки отдельного направления социальной  психотерапии. Далее, необходимо иметь ввиду следующие, специфические для данной цели задачи:

-обоснование и, разработка общего формата, углубленная  проработка основных компонентов обновленной рамочной концепции психотерапии,  позиционирующей профессиональную психотерапию как:  самостоятельное научное направление, академическую специальность с возможностью получения профильного высшего образования и ученой степени по  специальности «психотерапия»; масштабную и наиболее востребованную социальную практику; сферу конструктивного взаимодействия основных моделей психотерапии — медицинской, психологической и социальной;

-обсуждение и утверждение соответствующей национальной Стратегии развития психотерапии (т. е. настоящего документа) на уровне наиболее представительных психотерапевтических ассоциаций и саморегулируемых организаций с перспективой последующего активного участия данных организаций в выполнении основных задач Стратегии;

-подготовка, издание и продвижение в психотерапевтическом сообществе   Национального руководства по психотерапии, в котором аргументируется и подробно излагается обновленная рамочная концепция профессиональной психотерапии со всеми обязательными здесь компонентами — научным, образовательным, организационным, практическим, нормативным.

По направлению психотерапевтической науки

По данному ключевому  направлению предусматривается выполнение следующих неотложных задач:

-разработка дееспособной общей теории психотерапии с  характеристиками «основополагающей» и «всеобъемлющей»; обоснование принадлежности профессиональной психотерапии к общему корпусу науки в качестве самостоятельного научного направления;

-формирование (по возможности) единой информационной базы по направлению профессиональной психотерапии, с последующем переформатированием накопленного массива сведений в свод «больших данных» по научной дисциплине «психотерапия»;

-формирование перспективной программы научных исследований по профилю профессиональной психотерапии, с последующей трансформацией этой программы в Базисную научно-исследовательскую программу по профилю научной дисциплины «психотерапия»;

-утверждение — на уровне соответствующих государственных структур —  психотерапии в статусе самостоятельного научного направления, а также академической специальности с возможностью получения профильного высшего образования и ученой степени по  специальности «психотерапия»;

-переформатирование Ученого совета по психотерапии, действующего в рамках Национального  СРО, в академический Ученый совет при профильном исследовательском центре национального уровня, реализующего, в том числе, и программы высшего образования по психотерапии;

-открытие на базе профильного исследовательского центра национального уровня Диссертационного совета по психотерапии, предоставляющего возможность квалифицированной экспертной оценки и защиты исследовательских проектов, реализуемых в сфере профессиональной психотерапии; а также — возможность присвоения ученой степени по академической специальности «психотерапия»;

-проработка вопросов полноценного партнерства между организациями, реализующими исследовательские программы в сфере психотерапии, и с близкими по профилю исследовательской деятельности научными центрами.

По направлению психотерапевтического образования

По данному важнейшему направлению предусматривается выполнение следующих задач:

-разработка, утверждение, аккредитация и масштабная реализация программы высшего психотерапевтического образования (базисные компетенции) по профилю социальной психотерапии, основанной на фундаментальных и прикладных концептах дееспособной общей теории психотерапии;

-разработка, утверждение, аккредитация и масштабная реализация программ дополнительного и непрерывного психотерапевтического образования (смежные компетенции) по профилю социальной психотерапии, со спецификацией по каждой тематической клиентской группе;

-утверждение и аккредитация универсального блока подготовки специалистов-психотерапевтов, разработанного на основании фундаментальных и прикладных концептах общей теории психотерапии; данный образовательный  блок позиционируется как рекомендуемый  фрагмент, дополняющие подготовку по основным психотерапевтическим методам;

-разработка, утверждение, аккредитация и масштабная реализация специального кластера программ подготовки по отдельным психотерапевтическим компетенциям, востребованным в помогающей и развивающей профессиональной деятельности (волонтерской, педагогической,  информационной, консультативной. юридической и проч), предусматривающей, в том числе, оказание помощи лицам, вовлекаемых в деструктивные социальные эпидемии всех типов,  а так же их родным и близким;

-разработка, утверждение, аккредитация и масштабная реализация специального кластера программ по эффективной самопсихотерапии, с возможностью размещения таких программ на специальных образовательных платформах;

разработка, утверждение, аккредитация и масштабная реализация специального кластера программ психотерапевтических тренингов для здоровой (нормативной) части населения по спецификация адаптивного интеллекта; такие программы, в частности, предусматривают возможность форсированного развитие именно тех качественных характеристик здоровья, которые обеспечивают высокое качество жизни, эффективность, успешность и устойчивость к агрессивным воздействиям среды;

-разработка, утверждение, аккредитация и реализация программ подготовки преподавателей психотерапевтических дисциплин (с акцентом на дисциплины универсального блока подготовки специалистов-психотерапевтов, углубленную проработку методологии проведения личной терапии, индивидуальной практики с супервизией, балинтовских групп, психотехнического анализа психотерапевтического процесса, специальных  тренинговых программ форсированного развития ресурсных характеристик личностного статуса «Я-профессионал»);

-разработка, утверждение, аккредитация и реализация программ подготовки экспертов в сфере образовательной психотерапевтической деятельности с углубленной проработкой специальной методологии эпистемологического (методологического) и психотехнического анализа реализуемых в сфере профессиональной психотерапии образовательных программ;

-разработка, утверждение, аккредитация и реализация программ подготовки специалистов-психотерапевтов с функциями научных сотрудников профильных исследовательских центров, а также специалистов экспертного уровня по спецификации методологии научных исследований, проводимых в сфере профессиональной психотерапии;

-разработка, утверждение, аккредитация и реализация программ подготовки специалистов с функциями организаторов системы психотерапевтической помощи населению, а также специалистов экспертного уровня по спецификации организации и обеспечению качества психотерапевтической помощи населения, включая важнейшую функцию нормотворчества.

По направлению психотерапевтической практики

Успешное продвижение по данному направлению предполагает наличие проработанной концепции управления качеством психотерапевтической деятельности. Основные положения данной концепции, — отдельного фрагмента общей теории психотерапии — сформулированные с акцентом на обеспечение высокого качества реализуемой  психотерапевтической практики, предусматривают выполнение следующих задач:

поэтапное, согласованное и мотивированное  внедрение разработанных экспертами представительных психотерапевтических ассоциаций правил профессиональной психотерапевтической деятельности;

поэтапное, согласованное и мотивированное  внедрение системы профессиональных стандартов оказания психотерапевтической помощи по каждому психотерапевтическому методу, прошедшему процедуру доказательной регистрации в психотерапевтических ассоциациях национального уровня;

разработка и внедрение механизмов аккредитации любых форм профессиональной психотерапевтической деятельности и, в первую очередь, собственно практической практики, а также — аккредитации профильных кабинетов, центров, действующих в негосударственном секторе психотерапии;

продуманная, эффективная стимуляция участия специалистов-психотерапевтов  в  программах дополнительной и непрерывной профессиональной подготовки  подготовки, тематических балинтовких группах, специальных  супервизорских сессиях с проведением психотехнического анализа психотерапевтического процесса; а также — участия в процессах эффективной профессиональной самоорганизации.

По направлению  организация психотерапевтической деятельности

Продвижение по данному направлению, помимо разработки и поэтапного  внедрения стандартов по основным типам профессиональной психотерапевтической деятельности,  предполагает выполнение следующих задач:

обеспечение эффективной координации организационно-методических структур государственного сектора и саморегулируемых организаций национального уровня, действующих в сфере ресурсной поддержки и адекватного нормативного регулирования профессиональной деятельности специалистов-психотерапевтов, психотерапевтических кабинетов, центров, профильных образовательных и научных учреждений;

-продуманная организация рабочих мест специалистов-психотерапевтов в интернет-пространстве;

-разработка специальной поисковой программы - сетевой сервисной платформы с функцией повышения доступности психотерапевтической помощи для различных групп населения.  Данную программу можно использовать для каждого населенного пункта, или страны в целом. Такая программа, помимо облегченного поиск специалистов-психотерапевтов, сможет обеспечивать моментальный доступ к сети онлайн-психотерапии и другим интернет-ресурсам психотерапевтического профиля;

-разработка проектов эффективного противодействия деструктивным социальным эпидемиям всех типов с использованием специальных технологий профессиональной психотерапии на региональном, национальном и секторальном (в рамках деятельности какого-либо социального сектора или отдельной организации) уровнях; поиск дееспособных партнеров, необходимых для эффективной реализации данных важнейших проектов;

-проработка возможности подключения сети специалистов, оказывающих квалифицированную психотерапевтическую помощь, к действующим, при крупных социально-ориентированных организациях, сервисным платформам;

-обеспечение свободного доступа населения к избранным информационным ресурсам профессиональных психотерапевтических сообществ и их альянсов национального и регионального уровня; в частности, к обновляемым реестрам специалистов-психотерапевтов, реестрам методов с доказанной эффективностью; информации о правах клиентов при предоставлении им психотерапевтической помощи, информации об этическом кодексе соответствующих профессиональных организации и проч.;

-разработка и реализация специальных информационных программ и проектов,  формирующих и продвигающих обновленный образ профессиональной психотерапии как масштабной и наиболее востребованной социальной практики;

-подготовка и реализация специальных имиджевых программ в сфере профессиональной психотерапии; например - международных и национальных   конкурсных программ в сфере психотерапевтической науки, образования и по другим номинациям, с широким освещением финального этапа с награждением лауреатов этих конкурсных программ  по всем информационным каналам;

-организация продуманной рекламы достижений профессиональной психотерапии по всем информационным каналам.

Заключение

Любая стратегия, претендующая на полноценное и своевременное достижение сформулированных целей, должна учитывать наличие в рассматриваемой сфере деятельности тенденций, как противодействующих, так и способствующих выполнению главных стратегических задач. Безусловно, такие тенденции должны быть учтены и в настоящей Стратегии.

Противодействующие тенденции в сфере российской профессиональной психотерапии достаточно известны: к теме обязательного нормативного регулирования  профессиональной психотерапевтической деятельности и необходимости внедрения системы профессиональных стандартов здесь прослеживается преимущественно негативное, а порой и агрессивное отношение. В такого рода организационных инновациях профессиональные психотерапевты чаще всего видят угрозу их с трудом завоеванным профессиональным позициям и статусу. В то же время, ничего полезного для себя и для профессии от внедрения таких вот, совсем необязательных с их точки зрения, способов нормативного регулирования специалисты-психотерапевты не находят.  В таком негативном отношении, безусловно, прослеживается дефицит продуманной, мотивирующей информации, доводимой до каждого психотерапевта  по доступным для него каналам.

Вместе с тем, действенным стимулом к реализации основных стратегических задач, вне всякого сомнения,  является  ситуация все более обостряющейся конкуренции на рынке психотехнологий, на котором сектор профессиональной  психотерапии, по многочисленным авторитетным данным, существенно проигрывает. В этих условиях только лишь подлинные прорывы в качестве оказываемой психотерапевтической помощи смогут развернуть ситуацию в требуемом направлении. Для чего, в свою очередь, необходимо использовать весь арсенал научных, образовательных и организационных технологий, представленных в настоящей Стратегии.

Лидеры российского психотерапевтического сообщества не могут не понимать неизбежного проигрыша профессии и действующих здесь специалистов-психотерапевтов в случае отказа от форсированного развития научно-практического направления «психотерапия». Надо понимать и то, что лишь воля и настойчивость профессиональных лидеров позволит сделать первые и самые важные шаги к достижению обозначенных здесь  стратегических целей и решению соответствующих задач.

Исключительную важность здесь будут иметь прецеденты успешного  решения стратегических задач  по отдельным направлениям Стратегии. Такие локальные достижения должны ясно продемонстрировать дивиденды, получаемые обществом, профессией и специалистами, действующими в сфере профессиональной психотерапии, в ходе реализации настоящей Стратегии. В результате чего, мотивация на достижение приоритетных стратегических целей и выполнение важных прикладных задач будет только лишь повышаться.

С учетом всего сказанного, опираясь на достижения и ресурсы российской психотерапии, есть все основания полагать, что основные пункты настоящей Стратегии будут реализованы в установленный десятилетний срок. И также, есть основания предполагать, что многие позиции Стратегии будут  решены в ближайшем будущем.

0
Нет товаров
 x 
Корзина пуста
^